Уильям Джемс

Уильям Джемс (Джеймс)(James)

(11.01.1842, Нью-Йорк, - 26.08.1910, Чокоруа, шт. Нью-Хэмпшир), американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Профессор физиологии и психологии, а затем философии Гарвардского университета (1872-1907 гг.), где в 1892 г. совместно с Г. Мюнстербергом организовал первую в США лабораторию прикладной психологии.

Первоначально испытывал влияние "психологии сознания" В. Вундта. Однако уже в первой своей крупной работе ("Принципы психологии", 1890) выступил против ассоциативной психологии, выдвинул задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания. Развил представление о сознании как о "потоке" непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные группы чувственных элементов, составляющих затем его "реальный мир". Одной из важных характеристик сознания Джемс считал его избирательность. Сознание Джемс рассматривал с точки зрения его функциональной ценности для жизни человека, как средство биологического приспособления индивида. В связи с этим важную роль отводил индивидуальным физиол. особенностям человека, инстинктам и эмоциям. Широкое распространение получила выдвинутая Джемсом теория эмоций (теория Джемса-Ланге), трактующая эмоции как производные телесных движений (эта идея послужила одним из источников бихевиоризма). Развитая Джемсом теория личности сказала большое влияние на формирование американской персонологии: многие намеченные Джемс проблемы интенсивно разрабатываются в рамках исследований "образа самого себя", "самооценки", "самосознания". Ряд работ Джемса посвящён также психологическому анализу религии.

В трудах по педагогике Джемс сводил процесс воспитания к организации стремлений и навыков человека в определённые формы поведения с учётом решающего влияния инстинктов и эмоций. Джемс отмечал необходимость знания психологии для успешной работы учителя, не умаляя при этом роли педагогических способностей, выступил как убеждённый противник формальных приёмов обучения, не затрагивающих глубины психической жизни учащихся. Педагогические воззрения Джемс получили развитие в прагматистской педагогике.

Соч.: The principles of psychology, v. 1 - 2. N. Y., [1931]; Talks to teachers on psychology and to students on some life's ideals, №. Y., [1938]; в рус. пер. - Беседы с учителями о психологии, М.. 1902; Науч. основы психологии. СПБ, 1902; Психология, СПБ, 1905 (новое изд. - М.. 1991); Прагматизм, СПБ, 1910; Существует ли сознание?, в сб.: Новые идеи в философии, в. 4. СПБ, 1913; Что такое эмоция?, в кн.: Психология эмоций. Тексты, под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер, [М.]. 1984.

Лит.: Совр. бурж. философия. М., 1972, с. 246-270; Ярошевский М. Г., История психологии, M., 1985; Perrу R. В.. Thought and character of W. James, v. 1 - 2, Boston, 1935; Morris L., W. James. The message of modern mind, L.-N. Y., 1950; Wild J., The radical empiricism of W. James, N. Y., 1969; Myers G. E., W. James, his life and thought, New Haven, 1986.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 264.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу