Джеймс МакКин Кеттел

Джеймс Маккин Кеттелл (Cattell)

[25.05.1860 г., Истон (Пенсильвания) – 20.01.1944 г., Ланкастер (Пенсильвания)] - известный американский психолог, внедривший в психологию количественные методы и изменивший тем самым облик этой науки. Образование получил в Лафайеттском колледже (бакалавр, 1880 г.) и Лейпцигском университете (доктор философии, 1886 г.). Профессиональная деятельность Кеттела началась в Пенсильванском университете, где он стал профессором и первым в мире заведующим кафедрой психологии (1887-1891 гг.). В 1885 г. Кеттел - Президент Американской психологической ассоциации; с 1894 г. по 1903 г. - редактор «Psychological Review» и ряда других журналов. Кеттел был основателем и президентом Психологической корпорации (1917 г.), президентом 9-го Международного конгресса по психологии (1929 г.). После окончания колледжа Кеттел поехал в Европу изучать философию и встретился там с выдающимися психологами. Большое влияние на него оказал В. Вундт (в Лейпциге), Лотзе (в Геттингене). Написав (совместно с Дж. Дьюи и Джестроу) статью о Лотзе, Кеттел получил стипендию по философии в университете Джона Хопкинса (1882-1883 гг.). В это время в этом университете Ч. С. Пирс проводил эксперименты по психофизике, а Стенли Холл создавал главную психологическую лабораторию. Завершив в этой лаборатории несколько работ по синхронности различных психологических процессов, Кеттел вернулся к работе с В. Вундтом (1883-1886 гг.) в качестве его ассистента. Здесь он провел классические исследования объема внимания, обнаружив феномен антиципации при тахистоскопическом предъявлении объекта. Исследуя в соответствии с программой работ время реакции, Кеттел обнаружил, что его основанные на опыте теоретические взгляды отличаются от убеждений Вундта. Исследования Вундта включали интроспекцию как метод контроля, а Кеттел убедился, что использовать необходимый субъективный контроль (метод интроспекции по Вундту) ему очень трудно и потому он усомнился и в способности других сделать это. Немного позднее он занялся психофизическими исследованиями. В основе его подхода лежало убеждение в том, что психофизика должна заниматься проверкой точности наблюдений при различных условиях. Он высказал предположение, что ошибка наблюдения возрастает как корень квадратный из наблюдаемой величины, а не прямо пропорционально этой величине (как утверждает закон Вебера). Покинув Лейпциг (1886 г.), Кеттел встретился с Фрэнсисом Гальтоном, под влиянием идей которого выполнил серию исследований по индивидуальным различиям. В свою очередь это породило интерес к измерительным методикам, которые Кеттел назвал психологическими тестами (впервые это выражение он ввел в своей статье «Mental tests and measurements. Mind, 15, 1890). Изучение психофизики и индивидуальных различий натолкнуло Кеттела на метод ранжирования, который широко использовался в психофизике, эстетике и для оценки значимости. Он применил этот метод для оценки относительной известности ученых, положив в основу своего справочника «Directory of American Men of Science» (1906, 6 изданий до 1938 г.). Имя Кеттела не отождествляется с какой-либо определенной школой или теорией в психологии, однако именно он внедрил в рамках функционалистского подхода количественные методы в психологию, изменив таким образом облик этой науки. Наряду с Э. Б. Титченером, Д. М. Болдуином, Г. Мюнстербергом и др. Кеттела считают выдающейся фигурой «второго поколения» американских психологов. Он не писал больших книг и его исследования изложены, преимущественно в статьях ведущих американских журналов (American Journal of Psychology, 1893, 5; Psychological Review, 1894, 1; 1896, 3; Philos. Stud., 1902, 19; Science Press, 1906, 32; и др.).

Л. А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 215-216.