|
Виктор Иванович Слободчиков(р. 02.06.1944 г., с. Архангельское Наро-Фоминского р-на Московской обл.) – российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии образования, философско-религиозных проблем психологии человека. Ученик Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Доктор психологических наук (1994 г.), профессор (1995 г.), член-корреспондент Российской академии образования (1996 г.). С 1992 г. по 2003 г. – директор Института педагогических инноваций РАО и заведующий лабораторией антропологических основ психологии развития и образования человека. С 2003 г. – директор Института развития дошкольного образования РАО. Член Совета по присуждению премий Президента и Правительства Российской Федерации в области образования (1997 г.). Награжден медалью К. Д. Ушинского (1995 г.). Образование получил в Ленинградском государственном университете, заочно окончив факультет психологии (1972 г.). Профессиональную научную деятельность начал в Институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (1968 – 1990 гг.), где под руководством Н. И. Непомнящей и Д. Б. Эльконина провел цикл исследований, изучая предметное содержание сознания и способов его организации у дошкольников и младших школьников. Результаты были обобщены в кандидатской диссертации: «Психологические особенности знаний ребенка о предметном мире в младшем школьном возрасте» (1977 г.). Со второй половины 1980-х гг. совместно с В. В. Давыдовым приступил к разработке психологических основ отечественного образования. Был одним из организаторов Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Школа» и соразработчиком «Концепции развития общего среднего образования» (1988 г.). Последующие научные исследования Слободчикова были связаны с анализом проблем сознания, рефлексии, развития субъективной реальности, внутреннего мира человека, периодизации и диагностики психического развития, организации психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и последипломного образования. Результаты были обобщены в докторской диссертации: «Становление и развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования)» (1994 г.). С середины 1990-х гг. под руководством Слободчикова разрабатывается новое научное направление – основы психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по психологическому образованию в гуманитарных вузах («Психология человека» (в соавторстве, 1995 г.); «Психология развития человека» (в соавторстве, 2000 г.); «Психология образования человека», 2003 г.). Слободчиков является также организатором практико-ориентированных, комплексных исследований в гуманитарной сфере. В настоящее время он федеральный эксперт и куратор Мегапроекта «Развитие образования в России», программы модернизации российского образования. Автор монографий: «Методы изучения синтезирующей функции сознания», М., 1975 г.; «Вопросы теории и диагностики психического развития», М., 1982 г.; «Психологические проблемы становления внутреннего мира человека», М., 1986 г.; «Категория возраста в психологии и педагогике развития», М., 1991 г.; «Интегральная периодизация общего психического развития», М., 1996 г., в соавторстве; «Антропологический принцип в психологии развития», М., 1998 г., в соавторстве; «Деятельность как антропологическая категория», М., 2001 г.; «Очерки психологии образования», Биробиджан, 2002 г. Многие научные работы Слободчикова изданы в Болгарии, Германии, США, в ряде испаноязычных стран. В. Г. Щур Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 432. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|