Василий Васильевич Давыдов

Василий Васильевич Давыдов

(31.08.1930, Москва – 19.03.1998), психолог и педагог, академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Окончил МГУ в 1953. С 1956 работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член Национальной академии образования США (1982).

На основе идей научной школы Л. С. Выготского изучал проблемы теории и истории психологии, возрастной и педагогической психологии, взаимосвязи психологии и педагогики. В исследованиях Давыдова и его сотрудников на основе формирующего эксперимента осуществлялся комплексный (психологический, педагогический, теоретико-познавательный) подход к психическому развитию учащихся. В результате многолетних экспериментальных исследований (с 1959, совместно с Д. Б. Элькониным) Давыдов выявил условия организации развивающего обучения в процессе усвоения учащимися знаний и умений. Решение учащимися задач, по Давыдову, представляет собой выполнение системы учебных действий (моделирование, контроль, оценка и др.); оно направлено на то, чтобы помочь учащемуся выявить условия происхождения знаний и умений.

Давыдов разработал логико-психологическую концепцию о двух основных типах мышления человека - рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом. Им выявлено своеобразие содержательного обобщения, которое выражает генетически исходное отношение некоторой системы предметов. Такое обобщение отличается от эмпирического, фиксирующего нечто одинаковое и сходное в группе предметов. Этим видам обобщения, по Давыдову, соответствуют разные типы мышления. Давыдов описал их внутренние связи с процессом обучения. Разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержательного обобщения. На основе этой теории созданы конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и др. предметам. Их практическое использование способствует эффективному освоению школьниками учебной деятельности, развитию у них разумно-теоретического мышления, формированию личности. Давыдовым и его сотрудниками разрабатывались диагностические методики определения уровней развития этих психологических образований.

Сочинения: Связь теорий обобщения с программированием обучения, в сб.: Исследования мышления в сов. психологии, М., 1966; Виды обобщения в обучении (логико-психол. проблемы построения уч. предметов), М., 1972; Уч. деятельность и моделирование, Ер., 1981 (соавт.); Проблемы развивающего обучения, М., 1986; О понятии личности в совр. психологии, ПЖ, 1988. № 4; Науч. обеспечение образования в свете нового пед. мышления, в сб.: Новое пед. мышление, М., 1989.

Литература: Скаткин M. H., Логвинов И. И., Уваров А. Ю., О видах обобщения в обучении, СП, 1973, № 11; Войшвилло Е. К., Об одной концепции диалектич. логики. Проблемы теории понятия и обобщения, "Науч. докл. высш. шк., сер. Филос. науки", 1975, № 3; Богомолов А. С., Добрынина В. И., О развитии совр. пед. теорий, там же; Haenen J., van Oers B. (eds), Begrippen in het onderwijs de theorie van Davydov, Amst.,1983.

Л. А. Карпенко

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 242.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского