|
Георгий Петрович Щедровицкий(23.02.1929 г., Москва, – 03.02.1994 г., Болшево; похоронен в Москве), философ, методолог, кандидат философских наук (1964 г.). Окончил философский факультет Московского государственного университете (1953 г.). В 1951 – 1958 гг. преподавал в московских средних школах. С1958 г. редактор в издательстве Академии педагогических наук РСФСР (участвовал в подготовке Педагогического словаря в 2 тт., изданий П. П. Блонского, Ж. Пиаже и др.). С 1960 г. научный сотрудник в различных исследовательских и проектных организациях, в том числе в Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания (до 1965 г.), Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии (1980 – 1983 гг.), Научно-исследовательском институте управления и экономики образования (с 1988 г.). Читал в вузах курсы по педагогике и истории педагогики. Исследовательская деятельность Щедровицкого проходила также в научных объединениях. В 1952 – 1954 гг. он основал (совместно с Б. А. Грушиным, А. А. Зиновьевым и М. К. Мамардашвили) Московский логический кружок (впоследствии – Московский методологический кружок); со 2-й половины 1950-х гг. его фактический руководитель. В 1955 г. организовал (совместно с П. А. Шеварёвым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления (при Обществе психологов СССР), состоявшую из специалистов различных отраслей; в 1962 г. – семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике (совместно с В. Н. Садовским и Э. Г. Юдиным) и др. Основатель и главный редактор (с 1988 г.) журнала "Вопросы методологии". Первые исследования связаны с созданием "содержательно-генетической" логики и изучением объективной структуры мыслительной деятельности, в том числе на материале обучения детей, игр и др. Разрабатывал идеи общей методологии и теории деятельности, сначала в контексте системно-структурных исследований, затем в рамках системомыследеятельностного подхода. Предложил как форму организации коллективного мышления организационно-деятельностные игры. С 1979 г. провел свыше 90 таких игр, посвящённых образованию, культуре, педагогике и психологии, экономике и управлению и др. Исследуя проблематику "содержательно-генетической" логики как теории мышления, сформулировал программу операционально-деятельностного развития мышления, позднее распространённую им на проблематику образования и социокультурных явлений вообще. Часть результатов этих исследований обобщена в коллективной монографии "Педагогика и логика" (1968; опубликована в 1994 г.). В своём фрагменте книги Щедровицкий представил педагогику как комплексную науку, для которой ведущую роль играют логико-методологические подходы. Развивая эти идеи в 1980-х гг., фактически наметил контуры оригинального варианта философии образования; одновременно исследовал пути создания инновационных педагогических технологий. А. А. Пископпель Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 596-597. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издание из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
|