|
Павел Петрович Блонский(14[26].05.1884, Киев – 15.27.1941, Москва) педагог и психолог, профессор (1918 г.), доктор педагогических наук (1935 г.). Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1907 г.). С 1907 г. в Москве, с 1908 г. преподавал педагогику в средних учебных заведениях. С 1913 г. приват-доцент Московского университета. Одновременно преподавал в университете Шанявского, на Тихомировских высших женских курсах и на летних учительских курсах. После Октябрьской революции Блонский вёл интенсивную преподавательскую (МГУ и другие вузы) и научную работу (научно-исследовательские институты педагогики и психологии), участвовал в составлении школьных программ, писал учебники для педагогических вузов и учебные пособия для начальной школы ("Красная зорька", 1926 г.); был одним из создателей и руководителей Академии социального воспитания (с 1924 г. – Академия коммунистического воспитания). Совместная работа с Н. К. Крупской (по её инициативе Блонский введён в состав научно-педагогической секции Государственного ученого совета, членом которой был в 1922-1932 гг.) серьезно повлияла на формирование научного мировоззрения Блонского. С начала 30-х гг. Блонский заведовал лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в Государственном научно-исследовательском институте психологии (ныне Психологический институт Российской академии образования). Дореволюционные работы Блонского имели главным образом историко-философский (анализ взглядов Дж. Беркли, Плотина и др.) и историко-педагогический характер (очерк французской педагогики, сочинения о педагогических взглядах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Ф. Паульсена). Обстоятельное изложение различных педагогических систем и взглядов на основные педагогические проблемы (предмет педагогики, сущность и задачи воспитания и т. п.) было дано Блонским в учебном пособии для вузов "Курс педагогики" (1916 г.). В работе "Задачи и методы народной школы" (1916 г.) сформулированы собственные педагогические идеи Блонского, которые автор развивал и в советское время: обучение и воспитание на основе знаний закономерностей развития ребёнка, уважение личности ребёнка, его потребностей и интересов, разностороннее умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, трудовое обучение и политехническое образование. В первые годы после Октябрьской революции главное в деятельности Блонского - обоснование принципов марксистской перестройки педагогической науки и разработка основ трудовой политехнической школы. Статья Блонского "Марксизм как метод решения педагогических проблем" (1921 г.) имела важное значение для применения диалектического метода в решении теоретических проблем и преподавании учебных предметов. Попытка раскрыть общие понятия педагогики как науки была сделана Блонским в "Педагогике" (1922 г., 1924 г.) и "Основах педагогики" (1925 г., 1929 г.). В "Трудовой школе" (ч. 1-2, 1919 г.) и других работах были сформулированы принципы, сохраняющие свою актуальность: неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехнического образования с современным состоянием науки, необходимость согласовывать его с возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка. Содержательны работы Блонского по проблемам дошкольной педагогики, нравственного и полового воспитания и другим вопросам. Блонский был убеждён, что правильно построить педагогический процесс нельзя без знания возрастных и индивидуальных особенностей детей. Исследования Блонского середины 20-х гг. основывались на двух главных принципах: идее развития (необходимость рассматривать психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребёнка (необходимость изучать его психические и физические свойства в их взаимосвязи и взаимодействии). Исходя из этого, Блонский попытался дать полную картину жизни ребёнка, показать его как "естественное целое". Работы Блонского тех лет проводились в русле педологии. В учебнике "Педология" (1934, 1936 гг.) в результате обобщения огромного научного материала Блонский дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностях воспитания и обучения. Блонский выступил за перестройку психологической науки на основе марксизма ("Очерк научной психологии", 1921 г.). В книге "Психологические очерки" (1927 г.) выдвинул оригинальное представление о происхождении и развитии психической жизни, трактуя её как ряд разных уровней психической деятельности: от сна (примитивного психического состояния) до высших интеллектуальных функций. Экспериментально изучал особенности функционирования мышления в ходе возрастного развития. Выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные её виды как ступени развития мнемической функции; исследовал проблемы речи, высказал свою гипотезу происхождения внутренней речи; изучал эмоциональную сферу, считая её фундаментом поведения человека. Акцентировал внимание на взаимодействии разных психических сфер и процессов (памяти и мышления, мышления и речи, внимания и эмоций и т. д.). Сочинения: Избранные педагогические произведения, вступительная статья Ф. Ф. Королева, М.. 1961 (библ.); Избранные психологические произведения, вступительная статья В. Н. Колбановского, М., 1964 (библ.); Избранные педагогические и психологические сочинения, вступительная статья А. В. Петровского и М. Г. Данильченко, т. 1-2, М., 1979; Мои воспоминания, М., 1971. Литература: Никольская А. А., О психологических воззрениях П. П. Блонского, Вопросы психологии, 1974, № 3; её же, Значение П. П. Блонского в истории психологии, Вопросы психологии, 1985, № 1; Смирнов А. А., Проблема развития психики в трудах П. П. Блонского. в его книге: Развитие и современное состояние психологической науки в СССР, М., 1975; Фрадкин Ф. А., Программа создания научной педагогики в работах П. П. Блонского, Советская педагогика, 1984, № 6. А. А. Никольская Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 105-106. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|