Медард Босс

Блонский Павел Петрович

Годы жизни: 1884-1941, известный российский философ, педагог и психолог.

Павел Петрович Блонский родился в Киеве, в семье мелкого чиновника. С раннего детства он полюбил книги, которые погружали его в другой мир, загадочный и манящий. Способности Блонского сделали его одним из лучших учеников второй киевской классической гимназии, несмотря на то, что он часто болел, особенно в младших классах. Интерес к учебе и желание получить более фундаментальные знания привели его в Киевский университет. По окончании Московского университета (1907) преподавал педагогику и психологию в средних учебных заведениях Москвы.

С 1913 г. приват-доцент, с 1919 г. - профессор Московского университета. Блонский вел научно-исследовательскую и преподавательскую работу в вузах и научных учреждениях Москвы (Университет Шанявского, Институт научной педагогики, Институт психологии и др.). Павел Петрович Блонский был одним из организаторов и руководителей Академии социального воспитания, он является автором свыше 200 трудов по различным вопросам философии, педагогики и психологии.

Свою научную деятельность Блонский начинал на историко-философском факультете Киевского университета, где он увлекся античной философией, особенно теорией Плотина, который стал его любимым мыслителем. Философские взгляды Плотина он избрал в качестве темы магистерской диссертации, видя в них основу всей современной идеалистической философии. За научный труд «Проблема реальности у Беркли» Блонский был удостоен Золотой медали.

Переход от «чистой науки» к практической работе в качестве преподавателя был вынужденным, эта деятельность давала необходимые средства к существованию, причем ему приходилось преподавать не только психологию, но и педагогику. В период с 1912 по 1916 появились его первые научные работы: «Ян Амос Коменский», «Педагогика прогресса и человечности», «Место К.Д.Ушинского в истории российской педагогики», «Аксиомы педагогического делитанства» и другие, которые сделали имя известным и популярным среди учителей.

Его монография "Трудовая школа" (1919г.) рассматривалась как теоретический ориентир в создании новой школы. С 1918 по 1930 год из-под его пера вышло свыше ста работ. Среди них первые советские учебники для средней и высшей школы. Его статьи публиковались в США и Германии. По словам профессора Н. А. Рыбникова, «П. П. Блонский этого периода был наиболее читаемым автором, с которым по успеху едва ли может сравниться другой современный педагог».

Блонский полагал, что педагогика как наука требует педологического обоснования, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Исключительно важную роль для развития педологических исследований П. Блонского сыграли научные труды русских физиологов, врачей, психологов, которые были широко представлены в его личной домашней библиотеке: И. М. Сеченова, С. Г. Боткина, Ф. Ф. Эрисмана, И. А. Сикорского и др.

В педологическом творчестве Блонского значительное место отводится характеристике детских возрастов и изучению трудных школьников. Ему принадлежит ряд исследований по педологии («Педология», 1934, 1936) и возрастной психологии («Очерки детской сексуальности», 1935). Проведенные учеными-педологами исследования показывали объективную картину жизни и развития детей рабочего класса без приукрашиваний ее и замалчивания насущных проблем. В обществе строителей коммунизма по определению не могло быть «Трудных» детей», поэтому в рамках складывающегося идеологического прессинга педологам это будет поставлено в вину.

Труды П.П. Блонского не всегда получали одинаковую оценку со стороны научной общественности. Вследствие огульного отрицания ценности педологических работ сочинения П. П. Блонского на долгие годы были изъяты из научного обращения.

Разгром педологии, в частности закрытие педологических научно-исследовательских центров и репрессии в отношении наиболее квалифицированных кадров, нанес большой урон психолого-педагогической науке и особенно школьной практике. Все это в целом негативно сказалось на школьной системе и состоянии общества. Незнание ребенка, его внутреннего мира, путей его развития привело к негативным результатам в обучении и воспитании.

Уже в 1928 году начался отход Блонского от педологии. «Занятия педологией, — писал он в это время, — все больше и больше убеждают меня в поверхностности обычных педологических исследований. Стремясь углубить их, я все больше углубляюсь в психологию».

Труды Блонского последних лет навсегда вошли в фонд работ, заложивших основы современной научной психологии. Однако, несмотря на огромное уважение и популярность, которыми Блонский пользовался среди студентов и коллег, он не создал собственной научной школы, способной развить его идеи.

Не последнюю роль в этом сыграли его личные качества. Он вел очень замкнутый образ жизни, поддерживая с сотрудниками и аспирантами сугубо деловые отношения. В последние годы жизни из-за тяжелой болезни он нечасто появлялся на рабочем месте в Институте психологии. Сотрудники и аспиранты регулярно приходили к нему домой, в маленькую двухкомнатную квартирку. Он обсуждал с ними результаты исследований, внимательно вникая в их работу, направляя и организуя их научную деятельность.

Однако это были беседы один на один, и сотрудники плохо знали, чем занимаются другие, так как непосредственных контактов у них почти не было. Тем более, что никогда не происходило общих обсуждений проделанной работы, возникающих затруднений или открытий. Сотрудники Блонского фактически никогда не собирались вместе не только у него дома, но и в лаборатории, которую он возглавлял. При таком отсутствии живого общения, совместной творческой деятельности не формировалась и школа, которая продолжила бы дело учителя.

Умер П.П. Блонский в феврале 1941 года, оставив после себя значительные, хотя порой уязвимые для критики труды по различным проблемам психологии. Многие его идеи с позиций сегодняшнего дня хочется оспорить. Впрочем, и это — серьезный вклад в развитие науки, стимулирующий творческую мысль новых поколений психологов.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

1. Блонский, Павел Петрович. Азбука труда: (Введение в трудоведение)/ П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Работник просвещения, 1922. - 48 с Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

2. Блонский П. П. в его педагогических высказываниях/ Сост. И. Руфин. - М., 1928. - 116 с. - (Педагогические деятели в их высказываниях) Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

3. Блонский, Павел Петрович. Введение в дошкольное воспитание/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Практические знания, 1915. - [1], 139 с. - (Общедоступные курсы по дошкольному воспитанию: лекции, организованные Кружком совместного воспитания и образования; № 2) Экземпляры: всего:2 - РЕД(1), ОКХ(1)

4. Блонский, Павел Петрович. Задачи и методы народной школы/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - [Москва: Тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916]. - 29 с Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

5. Блонский, Павел Петрович. Задачи и методы новой народной школы/ П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Задруга, 1917. - 79 с. - (Организация школы: пед. б-ка для деятелей по нар. образованию/ под ред. П. П. Блонского и И. М. Соловьева) Экземпляры: всего:4 - РЕД(1), ОКХ(3)

6. Блонский, Павел Петрович. Избранные психологические произведения/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Просвещение, 1964. - 547 с.: 1 л. портр. Экземпляры: всего:2 - РЕД(1), ОКХ(1)

7. Блонский П.П. Исторический контекст философии Беркли/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М., 1907. - 22 с Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

8. Блонский, Павел Петрович. К методике преподавания педагогики/ П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Тип.-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1915. - 34 с Экземпляры: всего:3 - РЕД(1), ОКХ(2)

9. Блонский, Павел Петрович. Как изучать школьника/ П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Новая Москва, 1926. - 30, [1] с. - (Из педагогической практики) Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

10. Блонский, Павел Петрович. Как мыслить среднюю школу?/ П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1916. - 48 с Экземпляры: всего:3 - РЕД(1), ОКХ(2)

11. Блонский П. П. Как организована школа в Западной Европе и Америке/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Внешкольное просвещение, 1917. - 48 с Экземпляры: всего:2 - РЕД(1), ОКХ(1)

12. Блонский, Павел Петрович. Как организоваться русскому учительству/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - Москва: Тип. Т-ва И.Н.Кушнерева и К, 1917. - 26 с. - Авт. указан в конце текста Экземпляры: всего:3 - РЕД(1), ОКХ(2)

13. Блонский, Павел Петрович. Курс педагогики. (Введение в воспитание ребенка): пособие для высш. учеб. заведений, учит. ин-тов и курсов/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - Изд. 2-е , испр.. - М.: Задруга, 1918. - IV, 198 с Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

14. Блонский, Павел Петрович. Курс педагогики. (Введение в воспитание ребенка): пособие для высш. учеб. заведений и учит. ин-тов/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Задруга, 1916. - VII, 286 с Экземпляры: всего:4 - РЕД(1), ОКХ(3)

15. Блонский, Павел Петрович. Место К. Д. Ушинского в истории русской педагогики: [Докл., читанный в публ. заседании Моск. о-ва грамотности, посвящ. памяти К. Д. Ушинского, 14 дек. 1914 г.]/ П. Блонский; Московское о-во грамотности. - [М.: б. и., 1915]. - [7] с. - Авт. указан в конце текста Экземпляры: всего:2 - РЕД(1), ОКХ(1)

16. Блонский, Павел Петрович. О национальном воспитании/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Т-во И. Н. Кушнерев и Кº, 1915 Экземпляры: всего:2 - РЕД(1), ОКХ(1)

17. Блонский, Павел Петрович. О новом применении двух старых тестов/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - [М.: б. и., 1929?]. - [3] с. - Авт. указан в конце текста Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

18. Блонский, Павел Петрович. Очерк научной психологии/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Госиздат, 1921. - 94, [II] с. - (Труды Московской академии социального воспитания; Т. 1). - Библиогр. в конце кн.. - В надзаг.: Российская Социалист. Федерат. Советская Республика Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

19. Блонский, Павел Петрович. Очерки детской сексуальности/ П. П. Блонский ; под ред. Э. Ю. Шурпе, В. Н. Скосырева; Гос. центр. науч.- исслед. ин-т охраны здоровья детей и подростков Н.К.З. РСФСР . - Л.; М.: Центр. ин-т охраны здоровья детей и подростков, 1935. - 124, [1] с. - На обл. авт. не указан Экземпляры: всего:5 - окх(4), РЕД(1)

20. Блонский, Павел Петрович. П. П. Блонский в его педагогических высказываниях: с автобиографией П. П. Блонского "Как я стал педагогом и именно таким, каким я стал"/ П.П. Блонский; собрал И. И. Руфин; Б-ка Блонского). - Изд. 2-е. - М.: Работник просвещения, 1929. - 116 с. - (Педагогические деятели в их высказываниях). - (Библиотека журнала "Народный учитель"). - Библиогр.: с. 18-21 Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

21. Блонский, Павел Петрович. Педагогика/ П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Работник просвещения, 1922. - 158 с.: табл. Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

22. Блонский, Павел Петрович. Педагогика/ П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Работник просвещения, 1925. - 205 с.: табл.. - Библиогр.: с. 204 Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

23. Блонский, Павел Петрович. Педология/ П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Работник просвещения, 1925. - 318, V с.: табл. Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

24. Блонский, Павел Петрович. Педология в массовой школе первой ступени/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - Изд. 4-е. - М.: Работник просвещения, 1928. - 144 с.: табл. Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

25. Блонский, Павел Петрович. Проблема реальности у Беркли/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - Киев: тип. Имп. ун-та Св. Владимира, 1907. - 154 с. - Библиогр.: с. 153-154 Экземпляры: всего:2 - РЕД(1), ОКХ(1)

26. Блонский, Павел Петрович. Производственный рост подростка в школах ФЗУ металлообрабатывающей промышленности: (педологический анализ)/ П. П. Блонский, С. Г. Розенберг, И. Ф. Буланов; Б-ка Блонского). - М.; Л.: ОНТИ, 1934. - 38, [1] с Экземпляры: всего:2 - РЕД(2)

27. Блонский, Павел Петрович. Психологический анализ припоминания/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Гос. науч.-исслед. ин-т психологии , 1940. - 25 с.: табл. Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

28. Блонский, Павел Петрович. Развитие мышления школьника/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - Москва: Учпедгиз, 1935. - 125, [3] с.: табл. Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

29. Блонский, Павел Петрович. Результаты анкеты по вопросу о постановке преподавания психологии в средней школе / П. П. Блонский. Место ли психологии в средней школе? / Г. И. Челпанов. : [к сб. в целом]: доклады, читанные в заседании Моск. психол. о-ва 25 сент. текущего года / П. П. Блонский/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Тип.-лит. Т- ва И. Н. Кушнерев и Кº, 1910. - 42 с Экземпляры: всего:2 - РЕД(1), ОКХ(1)

30. Блонский, Павел Петрович. Реформа науки/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - Москва: Отд. нар. просвещения М.С.Р. и К.Д., 1920. - 49, [1] с. Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

31. Блонский, Павел Петрович. Современная философия/ П. П. Блонский. - М.: Изд. "Русский книжник". - 1918 Ч. 1/ Б-ка Блонского. - М., 1918. - 277, III с Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

32. Блонский, Павел Петрович. Современная философия/ П. П. Блонский. - М.: Изд. "Русский книжник". - 1918 Ч. 2/ Б-ка Блонского). - М., 1922. - 52 с Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

33. Блонский, Павел Петрович. Трудные школьники/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Работник просвещения, 1930. - 131 с Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

34. Блонский, Павел Петрович. Трудовая школа. Ч. 1-2/ П. П. Блонский. - М.: Наркомпрос РСФСР. - 1919. - (Серия по теории и практике Единой Трудовой Школы) Ч. 1/ Б-ка Блонского). - 1919. - 114 с Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

35. Блонский, Павел Петрович. Трудовая школа/ П. П. Блонский. - М.: Лит-изд. отд. Наркомпроса. - 1919 Ч. 2: Трудовая школа второй ступени. Учитель трудовой школы/ Б-ка Блонского). - 1919. - 114 с. - (Серия по теории и практике Единой Трудовой Школы) Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

36. Блонский, Павел Петрович. Философия Плотина/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Товарищество Тип. А. И. Мамонтова, 1918. - 367 с Экземпляры: всего:2 - РЕД(1), ОКХ(1)

37. Блонский, Павел Петрович. Фридрих Паульсен как философ и педагог/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М., 1916. - 32 с Экземпляры: всего:2 - РЕД(1), ОКХ(1)

38. Блонский, Павел Петрович. Школа и общественный строй/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - Петроград: Тип. "Задруга", 1918. - 39 с. - (Пед. б-ка для деятелей по народному образованию "Организация школы") Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

39. Блонский, Павел Петрович. Школа и рабочий класс/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М., 1918. - 32 с Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

40. Блонский, Павел Петрович. Этическая проблема у Эд. Гартмана/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М., 1915. - 32 с Экземпляры: всего:1 - РЕД(1)

41. Блонский, Павел Петрович. Ян Амос Коменский/ П. П. Блонский; Б-ка Блонского). - М.: Книгоизд. К. И. Тихомирова, 1915. - 121 с. - (Великие педагоги) Экземпляры: всего:5 - РЕД(1), ОКХ(4)