В 1920-е гг. Крупская привлекла к научной деятельности
педагогов П. П. Блонского, Н.
Н. Иорданского, Н. В. Чехова, С.
Т.
Шацкого и др. Созданная под её руководством
научно-педагогическая
секция ГУСа стала теоретическим центром советской школы и педагогики.
Крупская особо подчёркивала роль школы как центра
воспитательной работы с населением по повышению его общей культуры. Она
определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее
поколение с целью формирования гражданина. Не отрицая важную роль
свободного проявления личностью своей индивидуальности, считала, что
личностное начало призвано отражать в себе принципы и нормы
общественного устройства.
Под общим руководством Крупской коллективом
научно-педагогической секции ГУСа были разработаны программы,
позволившие советской школе уже к началу 1930-х гг. обеспечить широкий
общественно-политический кругозор и общее развитие учащихся. Школьное
образование рассматривалось как единая система знаний, умений и
навыков, тесно связанных с потребностями социально-политического и
культурного развития страны. При активном участии Крупской были
проведены в 1920-х – начале 1930-х гг. многочисленные
педагогические съезды, конференции, совещания. Редактировала
педагогический журнал "На путях к новой школе" (1922 – 1933
гг.), публиковалась в "Народном просвещении", "Народном учителе",
"Внешкольнике" и других изданиях. В 1931 – 1935 гг.
возглавляла Общество педагогов-марксистов. Выступления Крупской
отличались принципиальной постановкой вопроса, популярностью и
доходчивостью. Статьи Крупской, посвящённые взглядам В. И. Ленина на
просвещение, положили начало педагогической Лениниане.
Изучая проблемы школьного образования на рубеже 1920
– 1930-х гг., в политехнизме видела целостную систему,
включающую в себя изучение научных основ производства, организацию
труда, выработку умений и навыков работы с орудиями труда и воспитание
черт и качеств, соответствующих потребностям индустриального
производства.
С особым вниманием Крупская относилась к разработке
теоретических основ деятельности детских и юношеских организаций. В
брошюре "РКСМ и бойскаутизм" (1922 г.) показала позитивные стороны
методики скаутинга и возможности её использования детскими
коммунистическими группами. В 1-й половине 1920-х гг. определила
важнейшие принципы построения пионерской организации: пионеры, проявляя
себя в творчестве, общественно полезном труде, в общественной
активности, стремятся изменить жизнь к лучшему; атмосфера романтики,
игры стимулирует эмоциональную сферу их деятельности.
С Крупской связано становление теории и практики
дошкольного воспитания. Семью рассматривала как первичную ячейку
общества, воспитывающую будущих граждан. К важным педагогическим
принципам образования взрослых Крупская относила единство и взаимосвязь
воспитательных влияний, выражавшиеся в систематичности, непрерывности,
планомерности, всесторонности развития; взаимодействие всех средств
воспитательного воздействия.
В подготовке учителя Крупская считала основным связь
педагогической теории и практики, ориентацию на политехническое
обучение и трудовое воспитание учащихся.
Мировоззрению Крупской в 1920-е гг. были свойственны
переоценка роли труда в образовании, превышение значения классовых
интересов над демократическими и общечеловеческими в оценке
педагогических явлений, нетерпимость к педагогическому инакомыслию и
расхождению с марксистской идеологией. В начале 1930-х гг. Крупская
пыталась противодействовать административно-командной системе, бороться
с разжиганием классовой борьбы в учебных заведениях, выступала против
исключения из школ детей, родители которых были репрессированы. В 1-й
половине 1930-х гг. руководство партии начало кампанию по вытеснению
Крупской из Наркомпроса. Крупская была вынуждена ограничиться
разработкой вопросов библиотечного дела. Во 2-й половине 1930-х гг.
продолжала пропагандировать ленинское наследие в области народного
образования как противовес сталинизму. Обращалась с письмами в ЦК
партии (1936 – 1939 гг.), в которых выступала против
ослабления трудового воспитания и общественно-полезной работы учащихся.
Педагогическое наследие Крупской не изучено в полной мере.
Литература: Руднева Е. И.
Педагогическая система Н. К. Крупской. М., 1968; Педагогические взгляды
и деятельность Н. К. Крупской / под ред. Н. К. Гончаровой. М., 1969;
Литвинов С. А. Н. К. Крупская. Жизнь, деятельность, педагогические
идеи. Киев, 1970; О Н. Крупской. Воспоминания, очерки, статьи
современников. М., 1988; Н. К. Крупская. Библиография трудов и
литературы о жизни и деятельности, [кн. 1-2]. М., 1969-73.
М. В. Богуславский
Источник:
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов.
– М.: «Большая Российская энциклопедия»,
Т. 1, 1993, с. 479-480.
В фонде библиотеки имеются следующие
издания:
Чтобы просмотреть карточку, кликните по
маленькому
изображению внизу
Книги на русском языке