Надежда Константиновна Крупская

Надежда Константиновна Крупская

[14(26).02.1869 г., Петербург, – 27.02.1939 г., Москва], государственный и партийный деятель, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования, доктор педагогических наук (1936 г.), почетный член Академии наук СССР (1931 г.). Окончила женскую гимназию княгини A. A. Оболенской с золотой медалью (1886 г.), а затем педагогический класс при ней. Поступила на Бестужевские курсы (1889 г.), которые оставила через полгода. Проработала 5 лет в Смоленской воскресно-вечерней школе для рабочих в Петербурге. В 1901 г. написала статьи "Общественная сторона педагогических вопросов" и "Школа и жизнь".

По окончании ссылки (1901 г.) уехала за границу. В эмиграции изучала зарубежную и отечественную литературу по вопросам теории и истории педагогики, педагогической психологии, организации и состояния народного образования в России, Великобритании, Германии, США, Франции, Швейцарии и опыт учебных заведений. Выступала со статьями (1909 – 1917 гг.) в педагогических журналах "Свободное воспитание и свободная школа", "Русская школа", "Просвещение". В обобщающей работе "Народное образование и демократия" (изданной в 1917 г. и в течение 10 лет остававшейся единственным советским пособием по истории школы и педагогики, написанным с марксистских позиций) впервые прокомментировала взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на педагогику, показала исторические корни трудовой школы и современные подходы к трудовому воспитанию учащихся, высоко оценила американскую систему образования и педагогические идеи немецких социал-демократов. Однако в анализе Крупской деятельности Г. Кершенштейнера и некоторых других педагогов проявилась гипертрофия значения классового подхода, были проигнорированы позитивные педагогические процессы в России 1913 – 1917 гг.

После возвращения в Россию (апрель 1917 г.) занималась созданием организации пролетарской молодёжи, составила проект Устава союза рабочей молодёжи. С ноября 1917 г. работала в Народного комиссариата просвещения; была заместителем народного комиссара, председателем Главного политико-просветительного комитета Республики (Главполитпросвета) (1920 – 1930 гг.), председателем научно-педагогической секции Государственного ученого совета (1921 – 1931 гг.).

В 1917 – 1920 гг. участвовала в создании системы народного просвещения и разработке основополагающих документов: "Положения о единой трудовой школе РСФСР" и "Основных принципов единой трудовой школы" (1918 г.). Отстаивала идеи отечественных педагогов о демократизации управления народным образованием (выборность учителей, передача дела просвещения органам самоуправления) и предложила создать Советы по народному образованию для привлечения общественности к делу народного образования. По мнению Крупской, последовательная демократизация должна вести к гуманизации школьной жизни, ориентации на интересы и потребности общества и личности, к полному раскрепощению школы. Она отказалась от принципа "автономии школы" и развивала идею школы как государственно-общественного учреждения, считая, что воспитание и развитие личности должно направляться государством при самом активном участии трудящихся. В условиях Гражданской войны эти требования не были реализованы.

В 1920-е гг. Крупская привлекла к научной деятельности педагогов П. П. Блонского, Н. Н. Иорданского, Н. В. Чехова, С. Т. Шацкого и др. Созданная под её руководством научно-педагогическая секция ГУСа стала теоретическим центром советской школы и педагогики.

Крупская особо подчёркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением по повышению его общей культуры. Она определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина. Не отрицая важную роль свободного проявления личностью своей индивидуальности, считала, что личностное начало призвано отражать в себе принципы и нормы общественного устройства.

Под общим руководством Крупской коллективом научно-педагогической секции ГУСа были разработаны программы, позволившие советской школе уже к началу 1930-х гг. обеспечить широкий общественно-политический кругозор и общее развитие учащихся. Школьное образование рассматривалось как единая система знаний, умений и навыков, тесно связанных с потребностями социально-политического и культурного развития страны. При активном участии Крупской были проведены в 1920-х – начале 1930-х гг. многочисленные педагогические съезды, конференции, совещания. Редактировала педагогический журнал "На путях к новой школе" (1922 – 1933 гг.), публиковалась в "Народном просвещении", "Народном учителе", "Внешкольнике" и других изданиях. В 1931 – 1935 гг. возглавляла Общество педагогов-марксистов. Выступления Крупской отличались принципиальной постановкой вопроса, популярностью и доходчивостью. Статьи Крупской, посвящённые взглядам В. И. Ленина на просвещение, положили начало педагогической Лениниане.

Изучая проблемы школьного образования на рубеже 1920 – 1930-х гг., в политехнизме видела целостную систему, включающую в себя изучение научных основ производства, организацию труда, выработку умений и навыков работы с орудиями труда и воспитание черт и качеств, соответствующих потребностям индустриального производства.

С особым вниманием Крупская относилась к разработке теоретических основ деятельности детских и юношеских организаций. В брошюре "РКСМ и бойскаутизм" (1922 г.) показала позитивные стороны методики скаутинга и возможности её использования детскими коммунистическими группами. В 1-й половине 1920-х гг. определила важнейшие принципы построения пионерской организации: пионеры, проявляя себя в творчестве, общественно полезном труде, в общественной активности, стремятся изменить жизнь к лучшему; атмосфера романтики, игры стимулирует эмоциональную сферу их деятельности.

С Крупской связано становление теории и практики дошкольного воспитания. Семью рассматривала как первичную ячейку общества, воспитывающую будущих граждан. К важным педагогическим принципам образования взрослых Крупская относила единство и взаимосвязь воспитательных влияний, выражавшиеся в систематичности, непрерывности, планомерности, всесторонности развития; взаимодействие всех средств воспитательного воздействия.

В подготовке учителя Крупская считала основным связь педагогической теории и практики, ориентацию на политехническое обучение и трудовое воспитание учащихся.

Мировоззрению Крупской в 1920-е гг. были свойственны переоценка роли труда в образовании, превышение значения классовых интересов над демократическими и общечеловеческими в оценке педагогических явлений, нетерпимость к педагогическому инакомыслию и расхождению с марксистской идеологией. В начале 1930-х гг. Крупская пыталась противодействовать административно-командной системе, бороться с разжиганием классовой борьбы в учебных заведениях, выступала против исключения из школ детей, родители которых были репрессированы. В 1-й половине 1930-х гг. руководство партии начало кампанию по вытеснению Крупской из Наркомпроса. Крупская была вынуждена ограничиться разработкой вопросов библиотечного дела. Во 2-й половине 1930-х гг. продолжала пропагандировать ленинское наследие в области народного образования как противовес сталинизму. Обращалась с письмами в ЦК партии (1936 – 1939 гг.), в которых выступала против ослабления трудового воспитания и общественно-полезной работы учащихся. Педагогическое наследие Крупской не изучено в полной мере.

Литература: Руднева Е. И. Педагогическая система Н. К. Крупской. М., 1968; Педагогические взгляды и деятельность Н. К. Крупской / под ред. Н. К. Гончаровой. М., 1969; Литвинов С. А. Н. К. Крупская. Жизнь, деятельность, педагогические идеи. Киев, 1970; О Н. Крупской. Воспоминания, очерки, статьи современников. М., 1988; Н. К. Крупская. Библиография трудов и литературы о жизни и деятельности, [кн. 1-2]. М., 1969-73.

М. В. Богуславский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 479-480.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу

Книги на русском языке

Книги на иностранных языках

Книги о Н. К. Крупской


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского