|
|
Николай Николаевич Иорданский[18(30).04.1863 г., село Городец, ныне Нижегородской области - 09.01.1941 г., Москва], педагог, деятель народного образования, доктор педагогических наук (1938 г.), проф. (1922 г.). Окончил Казанскую духовную академию (1887 г.). Педагогическую деятельность начал в средних школах Нижнего Новгорода, одновременно работал в губернском обществе начального образования, был одним из организаторов и преподавателей женской воскресной школы. Создатель первой в России общедоступной детской библиотеки (1905 г., Нижний Новгород), детских столовых при начальных школах, групп продлённого дня для детей городской бедноты. Как политически неблагонадёжный выслан в прибалтийский край (1911 г.), работая инспектором народных училищ, оказывал содействие латышским школам с преподаванием на родном языке. В 1914-1917 гг. занимался разработкой вопросов народного образования в Московском земстве. Один из организаторов Всероссийского съезда учителей (1913-1914 гг.). Преподавал в университете им. А. Л. Шанявского, на Высших педагогических курсах (1915 г.). Один из руководителей Всероссийского учительского союза. В сентябре- ноябре 1917 г. - заместитель председателя Комитета по народному образованию при Министерстве просвещения Временного правительства. После Октябрьской революции возглавлял образовательный отдел Совета всероссийских кооперативных съездов (1918-1919 гг.). В 1921-1922 гг. - заведующий Главсоцвосом Наркомпроса РСФСР. В 1920-1931 гг. преподавал педагогику в Сергиевском педагогическом техникуме (в 1920-1924 гг. - руководитель), в Центральном институте организаторов народного просвещения (в Москве), на Высших научно-педагогических курсах при 2-м МГУ. С 1926 г. вёл научную работу в педагогических научно-исследовательских учреждениях Москвы. Основные труды Иорданского посвящены всесторонней разработке вопросов организации отечественной школы (школоведению). Иорданский считал школоведение комплексной дисциплиной, изучающей как общие основы организации школьного дела, так и тесно связанные между собой различные стороны внутренней жизни школы (управление школой в административно-хозяйственных и педагогических отношениях, материальную базу школы, организацию учебно-воспитательного процесса, положение педагогов и учеников, школьное самоуправление). В таком подходе отразилось понимание Иорданским школы как относительно автономного образовательного института. Иорданский выступал за стимулирование творческой инициативы каждого педагогического коллектива, каждого учителя в организации школьной жизни. Обосновывал пути и средства осуществления массового народного образования, выступал за создание общественно-государственной системы управления школьным делом, за широкое привлечение населения к участию в жизни школы, убеждал в необходимости тесной связи учебного заведений с трудовой жизнью населения. Школа, по мысли Иорданского, должна не только руководствоваться потребностями общества, но и существенно влиять на его совершенствование. Иорданский разрабатывал вопросы школьного самоуправления, которое связывал с участием воспитанников в разнообразных трудовых процессах. Он рассматривал самоуправление как естественное стремление детей к самоорганизации, в котором педагогу должна принадлежать направляющая роль. Деятельность школьных советов, выборность директоров и т. п. И. трактовал в перспективе демократизации школьной жизни. Большое значение Иорданский придавал школьной кооперации, которую понимал как одно из социализирующих начал (школа - место для кооперативного просвещения и пропаганды), как изучение кооперации в курсе краеведения и как организацию школьных кооперативов, теоретические основы и принципы организации которых Иорданский разработал применительно к условиям советской школы. Иорданский обосновал необходимость развёртывания широкой сети объединений учащихся для удовлетворения их разнообразных интересов и для создания воспитывающей детской среды. Разработал способы применения методов наблюдения, опроса, анкетирования, тестов, анализа результатов детского труда и творчества для изучения детской среды и составил соответствующие программы. В 50-х гг. школоведческие взгляды Иорданского были истолкованы как "чрезмерно расширительные" (А. Н. Волковский), под влиянием этой критики предмет школоведения был сужен до выявления лишь административных взаимоотношений. Литература: Pымаков А., Видный деятель народного образования, «Народное образование», 1964, № 5. М. В. Богуславский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 376-377. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|