|
Степан Степанович Моложавый[06(18).10.1879 г., местечко Хомск, ныне в Дрогичинском районе Брестской области, - 02.01.1936 г., Москва], педагог и педолог, один из ведущих представителей социогенетического направления в педологии. Окончил Варшавский университет (1904 г.). Научная и педагогическая деятельность Моложавого проходила в Академии коммунистического воспитания и 2-м МГУ. Педагогическая концепция Моложавого основывалась на признании решающей роли среды, окружающей ребёнка, в становлении его личности. Социальное и психическое развитие, согласно Моложавому, осуществляется в процессе "приспособления" ребёнка к многообразным условиям среды. Соответственно главной педагогической задачей Моложавый считал организацию условий жизни ребёнка таким образом, чтобы они оказывали наиболее благоприятное и развивающее влияние. Принципу воспитывающего обучения противопоставлял идею воспитывающего поведения. Разработал оригинальную методику обследования ребёнка, которая посредством учёта и фиксации условий жизни и поведения позволяла дать развёрнутый психолого-педагогический диагноз и прогноз. С этих позиций изучал механизмы становления детского коллектива и его влияния на ребёнка, значение игровой и трудовой деятельности в развитии дошкольника. Теоретическая позиция Моложавого с середины 20-х гг. подвергалась критике, которая достигла особой остроты в начале 30-х гг. Противники социогенетического направления в педологии указывали, что преувеличение влияния среды на становление личности влечёт недооценку роли обучения и воспитания и фактически служит обоснованием теории "отмирания школы". Моложавый пытался скорректировать систему своих педагогических взглядов, в частности отказался от термина "приспособление к среде", заменив его понятием "взаимоуравновешивание". Подобные трансформации, однако, были признаны критиками недостаточными. Последовавший в 1936 г. официальный запрет педологии положил конец научному творчеству Моложавого. Его работы, как и труды всех известных педологов, были изъяты из библиотек, а его имя и концепция на долгие годы преданы забвению. Сложившаяся односторонне-критическая оценка взглядов Моложавого не является адекватной. Анализ влияния среды на формирование личности представляет собой значительный вклад в научную дискуссию о воспитывающей роли среды и даёт ценный материал для определения феномена воспитания. Методика обследования ребёнка с учётом деталей его социального окружения явилась ценным диагностическим инструментом и сыграла позитивную роль в становлении отечественной психодиагностики. Концепция Моложавого служит хотя и не однозначным, но важным теоретическим источником для современных исследований проблемы воспитательного воздействия среды. Позиция Моложавого в этом вопросе сыграла положительную роль в решении проблемы детской дефективности: Моложавый подчёркивал, что так называемая моральная дефективность является не изначальным пороком ребёнка, а следствием недостатков воспитания (в этом его взгляды совпадали с позицией П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Б. Залкинда). Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 586. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|