Арон Борисович Залкинд

[05(17).06.1888 г., Харьков, – июль 1936 г., Москва], психоневролог, психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Окончил медицинский факультет Московского университета (1911 г.). Директор Петроградского психотерапевтического института (1917-1920 гг.). В 1923-1930 гг. преподавал в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской и 2-м Московском государственном университете.

Первоначально занимался практической психиатрией и психоневрологией, под влиянием теории 3. Фрейда опубликовал несколько статей в журнале русских психоаналитиков «Психотерапия». После 1917 г. пропагандировал идеи психоанализа, пытаясь совместить их с постулатами марксистской науки. Проводя аналогии между основными положениями фрейдизма и широко понимаемой рефлексологии, пытался доказать близость их категориального аппарата и предмета исследования. Подобный вариант эклектичного синтеза разнородных теорий уже в 1920-х гг. вызвал резкую критику, в частности, в работах Л. С. Выготского и M. M. Бахтина.

Увлечение фрейдизмом обусловило внимание 3алкинда к проблемам психосексуального развития и полового воспитания. Заложенные им теоретические основы полового воспитания на долгие годы фактически определили стратегию решения этого вопроса в советской педагогике. 3алкинд указывал, что хотя сексуальное влечение – неотъемлемая часть жизни человека, оно представляет собой проявление одного из низших пластов личности и не должно отвлекать представителей нового общества от выполнения их социально-исторической миссии. Решающее значение придавал фактору переключения половой энергии в русло социальной активности («сублимации» – по Фрейду). В плане возрастного развития в этой связи повышенное внимание уделял подростковому возрасту, рассматривая его как критический, переходный. Согласно 3алкинду, существуют три типа процессов, определяющих кризисный характер подросткового возраста: нарастающие стабилизационные процессы, закрепляющие прежние приобретения организма и делающие их более стабильными; процессы действительно критические – бурно осуществляющиеся изменения; оформление зарождающихся элементов взрослого человека. Эти идеи, в частности, были использованы Л. С. Выготским при создании его периодизации возрастного развития и разработке понятия возрастных кризисов.

Критикуя большинство современных ему педагогических и психологических теорий, которые легли в основу биологизаторского направления в педологии, 3алкинд указывал на недопустимость «биологического статизма» в рассмотрении развития ребёнка. Сведение процессов развития к созреванию организма, анализ становления личности в терминах элементарных поведенческих реакций 3алкинд называл зоологическим подходом к детству. В противовес этому представлению акцентировал внимание на внешних условиях, определяющих развитие; считал, что среда является решающим фактором формирования личности. Это положение легло в основу социогенетического направления в педологии. Идея 3алкинда о влиянии среды на развитие и поведение ребёнка оказалась весьма продуктивной в решении вопроса о так называемой моральной дефективности. До середины 1920-х гг. к категории морально дефективных относили широкий круг детей, чьё поведение отклонялось от общепринятых норм; наряду с нервными и психически больными детьми морально дефективными считались также беспризорные и педагогически запущенные дети. 3алкиндом было показано, что недопустимо подразделять детей на нормальных и морально дефективных, так как решающим фактором отклоняющегося поведения в большинстве случаев выступают недостатки среды и воспитания.

3алкинд, однако, абсолютизировал влияние среды, расценивая последнюю как фактор, остающийся стабильным и оказывающий неизменное механическое воздействие на протяжении всей жизни. Этот подход вызвал возражения со стороны многих педагогов и психологов. Однако взгляды 3алкинда находили и значительную поддержку: в 1927 г. на 1-м Педологическом съезде ему удалось представить теоретическую платформу, которая была одобрена как «объединённая платформа», призванная консолидировать советских педологов. В 1928 г. была создана Комиссия по планированию исследовательской работы по педологии в РСФСР при Главном управлении научными, научно-художественными и музейными учреждениями Народного комиссариата просвещения, 3алкинд был назначен её председателем. В том же году 3алкинд стал главным редактором журнала «Педология». В 1930 г. по инициативе 3алкинда был проведён съезд по изучению поведения человека; таким образом, 3алкинд фактически заявил претензии на роль идеолога всей совокупности наук о человеке. В 1930 г. Психологический институт в Москве был преобразован в Институт психологии, педологии и психотехники; на посту его директора А. Б. 3алкинд сменил Н. К. Корнилова.

В 1936 г. 3алкинд умер от инфаркта на московской улице, возвращаясь с собрания, на котором было оглашено постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

Литература: Эткинд А. М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х гг. // Вопросы психологии. – 1990. – № 5.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 320-321. .

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского