|
Зигмунд Фрейд (Freud)
(06.05.1856 г., Фрейберг, Австро-Венгрия, ныне Пршибор, на территории Чехии, - 23.09.1939 г., Хэмпстед, близ Лондона), австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа. В 1881 году окончил медицинский факультет Венского университета и получил степень доктора медицины. В 1876-1882 гг. работал в Венском физиологическом институте. С 1902 года профессор Венского университета. В 1908 году совместно с Э. Блейлером и К. Г. Юнгом основал "Ежегодник
психоаналитических и психопатологических исследований", в 1910 году - Международную психоаналитическую ассоциацию. В 1938 году после захвата Австрии фашисткой Германией подвергся преследованиям и эмигрировал в Великобританию.
В процессе врачебной практики у Фрейда сложилось представление об основном механизме психических заболеваний, о наличии психических процессов, которые, находясь вне сферы сознания, оказывают влияние на поведение. Совместно с И. Брейером им был разработан так называемый катартический (от греч. катарсис - очищение) метод лечения истерии - погружение больного в состояние гипноза с целью припоминания событий, вызвавших болезнь. Однако в ряде наиболее тяжелых случаев гипноз наталкивался на "сопротивление",
которое не мог преодолеть. Пути к "ущемленному аффекту" Фрейд нашел в толковании сновидений, свободных ассоциаций, ошибочных действий, забываний и т. п. ("Психопатология обыденной жизни", 1904 г., русский перевод 1910 г., "Толкование сновидений", 1900 г., русский перевод 1913 г., "Остроумие и его отношение к бессознательному", 1905 г., русский перевод 1925 г.). Исследование этого материала Фрейд назвал психоанализом - новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа
составляет учение о бессознательном.
В 1900-х гг. Фрейд выдвинул общепсихологическую теорию строения психики как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между сознанием и стихийными бессознательными (главным образом сексуальными) влечениями (либидо). Произвольно выделив ряд форм детской сексуальности, последовательно сменяющих друг друга, Фрейда на этой основе построил периодизацию психического (а по сути - психосексуального) развития личности. Согласно Фрейду, в раннем детстве возникает так называемый Эдипов комплекс, в
соответствии с которым мальчик испытывает влечение к матери и видит в отце соперника (у девочек соответственно - комплекс Электры). Эдипов комплекс вытесняется из сознания ребенка, но забытые переживания детства незримо присутствуют в бессознательном и влияют на поведение. Различные формы инфантильной сексуальности играют важную роль в формировании характера взрослого человека, психику которого Фрейд рассматривал как прямую проекцию его детского опыта. Попытки современных психологов экспериментально проверить
теоретические построения Фрейда успеха не имели, в частности, наличие Эдипова комплекса научно не установлено.
Учение Фрейда о структуре личности в окончательно оформившемся виде гласит, что человеческая психика состоит из глубинного пласта бессознательного ("Оно"), сферы сознательного ("Я") и инстанции, олицетворяющей собой социальные и нравственные установки общества ("сверх-Я"). С точки зрения Фрейда, человек постоянно находится в конфликте с самим собой: сознательное "Я" подвергается давлению со стороны бессознательного "Оно" и тирании со стороны не менее бессознательного
"сверх-Я"; сексуальные влечения сталкиваются с требованиями культуры, что чревато возникновением невротических заболеваний; жизнедеятельность индивида становится ареной борьбы между "инстинктом жизни" (Эрос) и "инстинктом смерти" (Танатос).
сходя из представлений о сексуальном развитии детей, структуре личности и бессознательной детерминации поведения индивида, Фрейд отверг предшествующие теории и методы воспитания, ориентированные на обуздание и подавление влечений ребенка. Фрейд считал, что главное внимание в процессе воспитания следует перенести на первые годы жизни.
Представления Фрейда о детской сексуальности, о становлении и структуре личности вызвали резкую критику со стороны многих ученых, его ближайшие сотрудники и ученики А. Адлер и К. Г. Юнг отвергли теорию Фрейда и разработали собственные концепции бессознательного. В дальнейшем идеи Фрейда в значительно переработанном виде развивались в русле так называемого неофрейдизма.
Фрейд расширил сферу применения психоанализа, распространив его принципы практически на все сферы человеческой жизнедеятельности: религию ("Будущность одной иллюзии", 1927 г., русский перевод 1930 г.), творчество ("Леонардо да Винчи", 1910 г., русский перевод 1912 г.), мифологию ("Тотем и табу", 1913 г., русский перевод 1923 г.), общественную жизнь ("Психология масс и анализ человеческого „Я"", 1921 г., русский перевод 1925 г.).
Труды Фрейда написаны на немецком языке и в виде многотомного собрания сочинений изданы в Штутгарте в 1960-х гг. ("Gesammelte Werke", Bd l-18, Stuttg., 1966-1969 гг.). В связи с перемещением в конце 1930-х гг. центра психоаналитических исследований в Великобританию и США наиб распространение получили его работы в переводе на английский язык, полное собрание сочинений Фрейда, изданное в Лондоне под редакцией Дж. Стрэчи, считается каноническим источником психоанализа ("Standard edition of the complete
psychological works of Sigmund Freud", v. 1-24, L, 1954-1963 г.) В России с 1910-1920-х гг. были опубликованы в русском переводе почти все известные к тому времени работы Фрейда, позднее его труды не издавались. С конца 1980-х гг. выходят многочисленные сборники и переиздания работ Фрейда.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 529-530.
В фонде библиотеки имеются следующие
издания:
Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|
|