Эвальд Васильевич Ильенков

Эвальд Васильевич Ильенков

(18.02.1924 — 21.03.1979) - российский философ, психолог, педагог. Доктор философских наук (1968 г.). Окончив школу, в сентябре 1941 г. поступил на философский факультет Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ). В октябре 1941 г. - эвакуация в Ашхабад, где с декабря 1941 он становится студентом философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, куда влились факультеты ИФЛИ. В июле 1942 г. вместе с МГУ переезжает в Свердловск, где в августе 1942 г. призывается в армию. Закончил войну в Берлине, награжден боевыми орденами и медалями. С августа 1945 г. Ильенков - литсотрудник артиллерийского отдела газеты «Красная Звезда». С февраля 1946 г. - снова студент философского факультета МГУ, который заканчивает в 1950 г. После МГУ - аспирантура. Под Руководством Т. И. Ойзермана готовит и в 1953 г. защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Некоторые вопросы материалистической Диалектики в работах К. Маркса «К критике политической экономии»». С 1953 г. и до последних дней жизни Ильенков работает в секторе Диалектического материализма Института философии АН СССР. В 1965 г. за цикл работ по истории и теории диалектики Президиум АН СССР присуждает Ильенкову премию имени Н. Г. Чернышевского. В 1968 г. Ильенков защищает докторскую диссертацию: «К вопросу о природе мышления». В ряде своих работ («Об идолах и идеалах» (1968 г.), «Учитесь мыслить смолоду» (1977 г.), статьях «Психика и мозг» (1968 г.), «Психика человека под лупой времени» (1970 г.), «Становление личности: к итогам научного эксперимента» (1977 г.), «Что же такое личность?» (1979 г.), рукописи «К вопросу о психическом, субъективном» и др.) - затрагивает и предельно обостряет фундаментальные проблемы психологии и педагогики: источники человеческого в человеке, начала психического развития, природу личности (ее способностей и способов самоопределения в человеческой общности) и индивидуальности, генезис сознания и самосознания, становление воображения и мышления в процессе образования, функции эстетического воспитания как основы духовного и личностного роста человека. Для научной позиции Ильенкова характерно убеждение в том, что философия, психология и педагогика, в сущности, являются разными уровнями одной и той же науки. В своих трудах Ильенков широко пользуется понятием «теоретическая психология», тем самым точно выражая своеобразие собственного теоретического творчества, в котором философия, психология и педагогика диалектически отождествляются. Профессионально ориентируясь в психологических материалах, Ильенков не просто обобщал их в виде «суммы примеров» для иллюстрации тех или иных философских положений. Он стремился «поднять» эти материалы до уровня их категориального осмысления, вписать их в общую картину мира человека и его культуры. Такова, например, оценка Ильенкова результатов эксперимента коллектива И. А. Соколянского - А. И. Мещерякова по формированию психики слепоглухонемых детей в Загорском детском доме, который он считал «испытательным полигоном» для общественных наук (на этом материале им дано теоретическое описание индивидуального развития как формирования способности действовать в идеальном плане). Аналогичным образом Ильенков оценивал и результаты поисков коллектива Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова в области разработки проблем развития мышления школьников; с другой стороны, его работы оказали решающее влияние на формирование научной позиции В. В. Давыдова. В центре внимания Ильенкова была также проблематика, связанная со «всесторонним и гармоничным развитием личности», которое понималось им с позиций немецкой классической философии К. Маркса, а не партийно-правительственных документов советского времени. Ильенков показывал нелепость трактовки этой всесторонности и гармоничности как «всезнайства» и «всеумейства». Он выдвинул и обосновывал концепцию универсальных и специальных способностей личности. Универсальные способности обеспечивают формирование любых специальных, но никакая, сколь угодно большая сумма специальных способностей универсальности не даст. Он четко выделяет и перечисляет универсальные способности, попутно выдвигая концепцию физического и духовного здоровья. Ключевой среди первых является, по Ильенкову, продуктивное воображение. С его точки зрения, воображение - это прежде всего умение «видеть целое раньше частей», а это, в свою очередь, проявляется в способности человека смотреть на мир и самого себя «глазами других людей», в пределе - всего человеческого рода. Отсюда - в воображении нет ничего исключительного, это - норма развития, всеобщечеловеческий способ постижения действительности. Формулируя представления о личности как человеческой индивидуальности, Ильенков исходил из того, что в отличие от индивидуальности биологической (и любого другого единичного) личность через других людей и созданные людьми вещи (в том числе такие, как национальный или иной специальный язык) является индивидуально-неповторимым, уникальным центром, фокусом «ансамбля всех общественных отношений». Ильенков подчеркивал особую роль идеального (кристаллизованных в теле исторической культуры преобразовательных сущностных сил общественного человека, всеобщих схем его деятельности) в становлении личности. В этих пунктах наиболее отчетливо проступает общее теоретическое кредо Ильенкова - решительное отвержение натурализма и последовательное утверждение деятельностного подхода в истолковании реалий специфически человеческого бытия. Им разработана также концепция личности (по Гегелю – «всеобщей индивидуальности», в отличие от «дурной») как творца общего и значимого для всех содержания культуры. В таком понимании жизнь личности как бы продлена в судьбах других людей, общностей, рода в целом, а сама личность обладает модусом социального и психологического бессмертия. И наоборот, личностная смерть может наступить раньше физической, если целостный человек становится «производной» от своих же собственных «проекций»-ролей, профессиональных позиций, штампов сознания, схематизмов поведения и т.д., механизмом их монотонного тиражирования. В настоящее время ряд идей Ильенкова развивается представителями новых генераций психологов - В. А. Петровским, В. К. Шабельниковым, А. В. Суворовым, В. Т. Кудрявцевым и др. Ильенков автор многих научных и публицистических работ, среди них монографии: «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса», 1960 г.; «Диалектическая логика», 1974 г. (2-е изд. – 1984 г.); «Философия и культура», 1991 г. и др.

В. Т. Кудрявцев, А. В. Суворов

Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 195-196.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского