Вадим Артурович Петровский

Вадим Артурович Петровский

(14.08.1950) — российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, психологического консультирования, математического моделирования личности. Автор идеи персонологии — «науки личности» и мультисубъектной теории личности. Доктор психологических наук (1994), член-корреспондент РАО (1995), профессор (1997). Награжден медалью К. Д. Ушинского (2001). Окончил физико-математическую школу при мехмате МГУ им. Ломоносова (1967) и факультет психологии МГУ (1972). Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971—1973). В 1974 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН СССР (1974—1976), защитив в 1977 г. кандидатскую диссертацию «Активность субъекта в условиях риска». Научную деятельность продолжил в НИИ проблем высшей школы (старший научный сотрудник, 1975—1979). С 1979 по 1980 г. — старший преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР. С 1980 по 1984 г. продолжил научную работу в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания (1984—1992). В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК «Школа», где руководил разработкой «Концепции дошкольного воспитания», которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с «природой», «культурой», «другими людьми», «самим собой». С 1992 по 1996 г. Петровский заведовал лабораторией «Личностно-ориентированной дидактики» Института педагогических инноваций РАО. С 1996 г. по настоящее время заведующий лабораторией «Персонологии развития» Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых («Воспитателю о личностном общении», М.,1992, в соавт.; «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», М., 1993, в соавт.; «Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада», М., 1993, в соавт. и др.). Совместно с В. Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов) («Одаренные дети: экология творчества», Челябинск-Москва, 1993, в соавт.). Другая линия научных исследований Петровского связана с психологией личности («Психология неадаптивной активности», М.,1992; «Личность: феномен субъектности», Ростов-на-Дону, 1993). В 1994 г. он защищает докторскую диссертацию: «Феномен субъектности в психологии личности», основные положения которой были представлены в учебном пособии «Личность в психологии: парадигма субъектности» (Ростов-на-Дону, 1996). Результатом экспериментальных исследований всех этих лет было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное «Я»; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное «Я»; персонализации, трактующей отраженное «Я»; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное «Я». В данной теории впервые выделен и критически проанализирован «постулат сообразности» (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также — идея неустранимости противоречия в системе «Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого» как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия «активная неадаптивность», «бескорыстный риск», «избыточные возможности как источник активности», «самотрансценденция», «отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)», «Я как причина себя», «кольцо самоподражания», «действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)», «Мое Я» и «Мое Ты» и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи «инобытия» индивида как формы существования его личности совместно с А. В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных Петровским методов «виртуальной», «отраженной» и «возвращенной субъектности», представленных многочисленными экспериментальными методиками («Экспериментальные методы исследования личности в коллективе»/под ред. А. В. Петровского и В. А. Петровского., М., 1985). Третье направление исследований Петровского — теория и методология психологии. Совместно с А. В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии — логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии (глава в книге А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского «Теоретическая психология», М., 2001). В этом русле Петровским предложена идея персонологии — «науки личности», объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология — это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей. В последние годы Петровский разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности («К построению алгебры когито», 1998; «Трансактная модель рефлексивного выбора», 2001; «Импульсная модель экзистенциального выбора», 2002). Петровский также автор монографий: «Личностно-развивающее взаимодействие», в соавт., Ростов-на-Дону, 1993; «Воспитатели и дети: источники роста» (отв. ред. и автор), М., 1994; «Психология воспитания» (отв. ред. и автор), М., 1994 и др.

Л. А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 355-356.

Публикации в журнале "Вопросы психологии":
Петровский В. А. : К пониманию личности в психологии. 81'2 с.40
Петровский В. А. : Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности. 85'4 с.17
Петровский В. А. , Черепанова Е. М. : Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания. 87'5 с.48
Бодрова Е. В., Давыдов В. В., Петровский В. А., Стеркина Р. Б. : Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания. 89'3 с.22
Новикова Е. Ю., Петровский В. А. : Использование механизмов моды в педагогической практике. 90'3 с.100

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского