Артур Владимирович Петровский

Артур Владимирович Петровский

(14.05.1924, Севастополь – 02.12.2006), психолог и педагог, академик РАО (1992; академик АПН СССР с 1971), президент РАО (1992-1997), доктор психологических наук (1966), профессор (1968). Заслуженный деятель науки РФ (1994). Окончил Московский городской педагогический институт им. В. П. Потёмкина (1947). Преподавал в Вологодском педагогическом институте (с 1950), в МГПИ им. Потёмкина (с 1952). В 1966-1971 заведовал кафедрой психологии МГПИ. С 1968 в системе АПН СССР: академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1968-1976), вице-президент (1976-1979). Одновременно в 1978-1982 заведующий кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе МГУ, в 1972-1991 заведующий лабораторией психологии личности НИИ ОПП. В конце 1991 президент-организатор РАО, в 1992 избран президентом РАО. В 1972-1973 член Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования.

Исследовал историю развития психологической мысли в России. В ряде работ 2-й половины 80-х гг. впервые поставил вопрос о необходимости объективной научной оценки педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии, а также трудов В. М. Бехтерева, В. А. Вагнера, П. П. Блонского и других.

В области социальной психологии Петровский сформулировал концепцию деятельностного опосредствования межличностных отношений, позволяющую дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей. В частности, показана неправомерность распространения зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на другие группы. Разработал так называемую стратометрическую концепцию групповых связей. Обосновал трёхфазную концепцию развития личности, выявившую закономерность смены этапов её адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней. На этой основе им предложена возрастная периодизация, в которой путь к социальной зрелости проходит макрофазы детства (преимущественно адаптация личности), отрочества (преимущественно индивидуализация) и юности, ведущей к интеграции личности в обществе. С этих позиций подверг критической переоценке концепцию ведущей деятельности. В теории межличностных отношений предложил трёхфакторную модель "значимого другого", где в качестве факторов, определяющих для субъекта значимость др. человека, выступают властные полномочия, аттракция (привлекательность) и референтность (авторитетность мнений, оценок, стиля поведения). Сложные соотношения и количеств, изменения этих факторов образуют "отражённую субъектность значимого другого".

Петровский - редактор и соавтор ряда учебников по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии; редактор книги "Новое педагогическое мышление" (1989), в которой обобщён опыт исследовательских работ по подготовке реформы образования в Российской Федерации. Автор научно-познавательных книг. Консультант научно-популярных фильмов, посвящённых проблемам психологии и развития личности ("Семь шагов за горизонт", 1969).

Сочинения: Психология, M., 19583 (совм. с Г. А. Фортунатовым); История сов. психологии. Формирование основ психол. науки, М., 1967; Психол. проблемы юности, М., 1969 (ред. и соавт.); О психологии личности, М., 1971; К построению социально-психол. теории коллектива, в кн.: Проблемы общения и воспитания, Тарту, 1974; Социально-психол. аспекты деятельности педагога, в кн.: Третья конф. педагогов социалистич. стран, Варшава, 1977; Социальная психология коллектива, М., 1978 (совм. с В. В. Шлалинским); Возрастная и пед. психология, M., 19792 (ред. и соавт.); Психол. теория коллектива, М., 1979 (ред. и соавт.); Дети и тактика семейного воспитания, М., 1981; Личность. Деятельность. Коллектив, М., 1982; Популярные беседы о психологии, M., 19832; Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды, М., 1984; Общая психология, M., 19863 (ред. и соавт.); Психология развивающейся личности, М., 1987 (ред. и соавт.); Психология. Словарь, M., 19902 (соред. и соавт.); История психологии, М., 1994 (совм. с М. Г. Ярошевским); Психология о каждом из нас, М., 1992; Studies in psychology: the collective and the individual, Moscow, 1985; Psychology in Soviel Union: a historical outline, Moscow, [1990].

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 144-145.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского