|
Владимир Михайлович Бехтерев[20.01(01.02).1857, с. Сорали Вятской губ., - 24.12.1927, Москва], невропатолог, физиолог, психиатр, психолог. Окончил в 1878 Медико-хирургическую академию. С 1885 заведующий кафедрой психиатрии Казанского университета. С 1893 профессор Военно-медицинской академии в Петербурге, с 1897 - Женского медицинского института. В 1908 возглавил созданный им Психоневрологический институт, где объединил значительный коллектив передовых учёных и педагогов. С 1918 директор Института по изучению мозга и психической деятельности в Петрограде. Научные исследования Бехтерева охватывают чрезвычайно широкий круг вопросов. Бехтерев - крупнейший представитель науки о структуре и функциях мозга, клиники невропатологии и психиатрии. В трудах Бехтерева - "Проводящие пути спинного и головного мозга" (1893), "Основы учения о функциях мозга" (в. 1-7, 1903-1907) обобщены результаты его исследований по морфологии и физиологии нервной системы. Клинические работы Бехтерева, посвящённые вопросам невропатологии и психиатрии, имеют важное значение для диагностики нервных и психических болезней и методов их лечения. Психологические исследования Бехтерева тесно связаны с его психиатрическими и патопсихологическими работами. В лаборатории Бехтерева при психиатрической клинике Военно-медицинской академии были выполнены многочисленные экспериментально-психологические исследования, сыгравшие большую роль в развитии экспериментальной психологии в России, в становлении её как самостоятельной науки. Бехтерев выступил против теории и методов господствовавшей субъективной психологии и стремился построить естественнонаучное психологическое учение, основанное на объективных методах исследования. Свою систему психологических воззрений Бехтерев называл объективной психологией (с 1904), а затем - психорефлексологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917). Теория Бехтерева представляет собой попытку реализовать рефлекторный принцип в понимании психических явлений. Бехтерев трактовал психологию как науку о поведении - совокупности врождённых и индивидуально приобретённых "сочетательных рефлексов" (аналогичных условным рефлексам И. П. Павлова), считая необходимым отказаться от изучения сознания. Эти его воззрения близки теории бихевиоризма. По мнению Бехтерева, рефлексология - особая наука, отличная как от физиологии, так и от психологии, и призвана заменить последнюю. Отвергая психологические понятия, Бехтерев игнорировал те реальные психические явления, которые находили отражение в этих понятиях. Взгляд на деятельность человека как на простую совокупность рефлексов Бехтерев распространил на общество в целом. Рефлексология Бехтерева подвергалась серьёзной научной критике за отождествление законов физико-механических, биологических и социальных явлений (в особенности в связи с выходом книги "Коллективная рефлексология", 1921). Бехтерев - один из главных организаторов всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, создатель ряда научно-педагогических учреждений в Петербурге. Педагогические взгляды Бехтерева связаны с идеями К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта и других отечественных педагогов и основываются на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребёнка, преимущественного раннего возраста (до 3-4 лет). Бехтерев подчёркивал необходимость воспитания человека с раннего детства (воспитание "социального героизма", трудовое воспитание, половое воспитание и др.), понимая воспитание как создание "привычек в сфере физической, нравственной и умственной". По Бехтереву, только гармоническое сочетание физического и психического развития обеспечивает совершенствование личности. Выступая против формального обучения, Бехтерев основную задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления. К методам воспитания Бехтерев относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение, несколько преувеличивая роль гипноза ("Внушение и воспитание", 1923). Соч.: Психика и жизнь, СПб, 1903; Личность и условия ее развития и здоровья, СПб, 1905; Объективная психология, в. 1-3, СПб, 1907 -10; Вопросы воспитания в возрасте первого детства, СПб, 1909; Вопросы обществ, воспитания, М., 1910; Значение музыки в эстетич. воспитании ребенка с первых дней его детства, М., 1916; О социально-трудовом воспитании. П., 1917; Культура социального героизма в воспитании детей. "Вестник знания", 1926, № 24; Общие основы рефлексологии человека, М. – Л., 1928; Мозг и его деятельность, М. - Л., 1928; Избр. произв., М., 1954; Объективная психология, М., 1991. Лит.: Психика и жизнь, СПб, 1903; Личность и условия ее развития и здоровья, СПб, 1905; Объективная психология, в. 1-3, СПб, 1907 -10; Вопросы воспитания в возрасте первого детства, СПб, 1909; Вопросы обществ, воспитания, М., 1910; Значение музыки в эстетич. воспитании ребенка с первых дней его детства, М., 1916; О социально-трудовом воспитании. П., 1917; Культура социального героизма в воспитании детей. "Вестник знания", 1926, № 24; Общие основы рефлексологии человека, М. – Л., 1928; Мозг и его деятельность, М. - Л., 1928; Избр. произв., М., 1954; Объективная психология, М., 1991. А. В. Петровский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия». - Т. 1, 1996. - С. 87. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|