|
Пётр Францевич Лесгафт[21.09(03.10).1837, Петербург, - 28.11(11.12).1909, близ Каира, похоронен в Петербурге], педагог, анатом и врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании, доктор медицины (1865 г.), доктор хирургии (1868 г.). По окончании Петербургской медико-хирургической академии (1861 г.) занимался медициной у анатома В. Л. Грубера. С 1868 профессор, заведующий кафедрой физиологической (нормальной) анатомии Казанского университета. В 1871 г. за выступление в печати против произвола администрации университета был уволен без права заниматься педагогической деятельностью. Вернувшись в Петербург, вёл научную работу; в 1872-1874 гг. руководил кружком женщин, допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии. Получив разрешение на педагогическую деятельность (1874 г.), Лесгафт работал в Главном управлении военно-учебных заведений (до 1886 г.), где занимался вопросами физического воспитания. В этот период сформировалась его оригинальная концепция физического образования, которая на практике проверялась во 2-й Петербургской военной гимназии. В 1877-1882 гг. Лесгафт руководил организованными им при гимназии учебно-гимнастическими курсами. В 1881 г. по инициативе Лесгафта были открыты 6-месячные курсы преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях. В 1886-1897 гг. Лесгафт читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета и на Рождественских курсах лекарских помощников. С 1893 г. принимал активное участие в работе Петербургского общества содействия физическому развитию; организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей. В 1893 г. на средства своего ученика И. М. Сибирякова Лесгафт открыл Биологическую лабораторию, при которой был организован музей; выходил печатный орган "Известия" (под редакцией Лесгафта в 1896-1910 вышло 10 томов, по 4 выпуска в томе). В 1896 г. Лесгафт добился открытия при Биологической лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования, одно из наиболее демократичных учебных заведений России: принимались лица любой национальности, общественного положения, вероисповедания. Революционные настроения, царившие в среде воспитанниц, стали причиной закрытия Курсов правительством в январе 1905 г. В 1901-1902 гг. за организацию письменного протеста 99 общественных деятелей против расправы над студентами - участниками антиправительственной демонстрации на Казанской площади - Лесгафт был выслан из Петербурга. В дни Революции 1905-1907 гг. в доме Лесгафта помещался Исполнительный комитет Петербургского совета рабочих депутатов. В 1905/06 учебном году в помещении бывших Курсов Лесгафт открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих (закрыты правительством в 1907 г., нелегально существовали до 1912 г.). Лесгафт, продолжая традиции демократической педагогики 1860-х гг., активно выступал за развитие народного образования в России, многое сделал для организации женского образования. В основу теоретической педагогики Лесгафт ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения личности ребёнка как самой большой ценности. При этом он ошибочно утверждал, что педагогика является ветвью биологии. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, - Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, "направленным упражнением", на развитие органов человеческого тела и всего организма. Главный принцип образовательной теории Лесгафта - единство физического и умственного развития человека. В соответствии с концепциями единства и целостности всех проявлений организма, связи нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями Лесгафт рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения, соответствующие особенностям каждой группы мышц. Большое значение Лесгафт придавал подвижным играм как средству формирования характера ребёнка. Используя непосредственные наблюдения, Лесгафт разработал типологию детей, имевшую практическое значение для родителей и воспитателей. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетённый) Лесгафт выявил влияние семейной жизни ребёнка на его развитие. Он считал, что наследственным является лишь темперамент, формирующийся тип поведения зависит от влияния среды, а характер - от активности и волевых проявлений самого ребёнка. Лесгафт критически относился к фребелевским детским садам, осуждал однообразие занятий, подавляющее самостоятельность и творческие проявления детей. Он противопоставлял им свою программу семейного воспитания, в которой главное место занимала гигиена матери и ребёнка, а также система физических упражнений и игр. В концепции процесса обучения Лесгафт раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Методы обучения, по Лесгафту, должны прежде всего исключать механическую работу, стимулировать развитие мысли учащихся, возбуждать его сознательную деятельность, открывать простор для умственных проявлений и, усиливая эти проявления последовательной постановкой новых задач, культивировать познавательные способности ребёнка. Лесгафт подчёркивал важное значение отвлечённого научного понятия в познавательной деятельности учащихся и указывал на опасность переоценки наглядности в обучении. После Октябрьской революции научное наследство Лесгафта творчески использовалось советской школой и педагогикой. В 1918 г. на базе Биологической лаборатории был создан Естественнонаучный институт им. Лесгафта, а в 1919 г. на базе Лесгафтовских курсов - Государственный институт физического образования им. Лесгафта (ныне Институт физической культуры им. Лесгафта). Литература: Памяти П. Ф. Лесгафта. Сб. ст., под ред. Е. Н. Медынского, М., 1947; Шахвердов Г. Г., П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности, Л., 1950; Экономов Л., Страстный учитель. Повествование о П. Ф. Лесгафте, М., 1969; Шабунин А. В., П. Ф. Лесгафт, М., 1982. С. Ф. Егоров Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, т. 1, 1993, с. 502-503. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|