Эдмунд Гуссерль

Эдмунд Гуссерль (Husserl)

(08.04.1859 г., Просниц, Моравия, – 26.04.1938 г., Фрейбург), немецкий философ-идеалист, основатель философской школы феноменологии. Профессор в Галле, Гёттингене и Фрейбурге. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа;испытал также влияние Б. Больцано, неокантианства (преимущественно Марбургской школы) и др. Гуссерль выступил как резкий критик скептицизма и релятивизма в философии ("Логические исследования", рус. пер., т. 1, 1909 г.). Носителем этих тенденций Гуссерль считает психологизм – убеждение в том, что всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее чистое выражение психологизма Гуссерль видит в той линии, которая идёт от Дж. Локка и Д. Юма через Дж. Милля к В. Вундту. Современные варианты психологизма Гуссерль находит в натурализме (т. е. установке естествоиспытателя, превращенной в мировоззренческую установку) и историцизме (как основном философском принципе).

По мнению Гуссерля, сами науки о природе и истории нуждаются в определённом обосновании, которое может дать только философия, понятая как строгая наука, наука о феноменах сознания – феноменология. Следуя по пути рационализма Р. Декарта, Гуссерль стремится найти последние самоочевидные логические принципы и таким образом очистить сознание от эмпирического содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Поскольку философия, согласно Гуссерлю, должна прежде всего освободиться от всех догматических утверждений, вырастающих на почве обычной, "естественной установки" сознания по отношению к миру, Гуссерль требует совершить "эпохé", т. е. акт воздержания от какого-либо утверждения. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания – интенциональность, т. е. направленность на предмет, которую Гуссерль рассматривает как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Гуссерль стремился решить главный теоретико-познавательный вопрос о связи субъекта и объекта: она призвана служить как бы мостом между ними – быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности, феноменология есть, по Гуссерлю, наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов; Гуссерль называет это переживание "усмотрением сущности" (Wesensschau). Претендуя на нейтральную позицию в решении основного вопроса философии, Гуссерль предложил исключить из феноменологии "положения о бытии". Принятие "сущностей" сближает философскую позицию Гуссерля с платоновским идеализмом; в отличие от "идей" Платона, имеющих онтологический (бытийственный) статус, "сущности" Гуссерля выступают лишь в качестве "значений", не обладающих сферой существования (хотя тенденция к онтологизму у Гуссерля постепенно нарастала). Таким образом, субъективистские мотивы Гуссерль сочетает с объективно-идеалистическими.

В поисках твёрдых оснований Гуссерль вынужден был непрерывно видоизменять свою философию. В итоге он обращается к идее "жизненного мира", сближаясь с философией жизни. Переход на позиции исторической трактовки абсолютного опыта осуществляется в одной из последних работ Гуссерля "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" (опубликована в 1954 г.), причём современную ему европейскую духовную ситуацию Гуссерль рассматривает как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще.

Гуссерль оказал влияние на современную философию; среди его учеников – М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер и др. Феноменология (для которой характерна переориентация с объекта на субъект, с понятийно-спекулятивных методов философского анализа – на "непосредственное прозрение" и "переживание истины" и т. д.) послужила одним из источников экзистенциализма.

Литература: Яковенко Б. В., Философия Э. Гуссерля, "Новые идеи в философии", 1913, сб. 3; Шпет Г. Г., Явление и смысл, М., 1914; Какабадзе 3. М., Проблема "экзистенциального кризиса" и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Гайденко П.П., Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Мотрошилова Н. В., Принципы и противоречия феноменологической философии, М., 1968; Бегиашвили А. Ф., Проблема начала познания у Б. Рассела и Э. Гуссерля, Тб., 1969; Farber М., The foundation of phenomenology, Camb., 1943; Diemer A., Ed. Husserl, 2 Aufl., Meisenheim am Glan, 1965; Tugendhat Е., Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger, 2 Aufl., B., 1970.

П. П. Гайденко

Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 7, 1972, с. 466.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского