Кристоф Виллибальд Глюк

Кристоф Виллибальд Глюк (Gluck)

(02.07.1714 г., Эрасбах, – 15.11.1787 г., Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б. Черногорский. Глюк занимался пением и игрой на многих инструментах (орган, клавесин, скрипка, виолончель). Совершенствовался в Вене. В 1737 – 1745 гг. жил в Италии, где занимался под руководством Дж. Саммартини. В 1741 г. оперой "Артаксеркс" (либретто П. Метастазио) дебютировал как оперный композитор. Эта и последующие итальянские оперы Глюка имели большой успех. В 1745 – 1746 гг. в Лондоне Глюк познакомился с ораториями Г. Ф. Генделя, а затем в Париже с операми Ж. Ф. Рамо. В конце 1740-х гг. в качестве капельмейстера итальянской оперной труппы посетил ряд европейских городов (Гамбург, Копенгаген, Прага и др.). С 1750 Глюк надолго поселился в Вене, где в 1754 г. получил должность придворного капельмейстера. Наряду с итальянскими операми с 1758 г. создавал оперы на французские комедийные тексты (Ш. Фавара и др.): "Остров Мерлина", "Осажденная Цитера", "Наказанный пьяница", "Одураченный кади", "Пилигримы в Мекку" и др. В 1761 г. Глюк в содружестве с балетмейстером Г. Анджолини создал балет "Дон Жуан", отличавшийся от современных ему произведений большим драматизмом. С Веной связано начало оперной реформы Глюка, которая осуществлялась им совместно с либреттистом Р. Кальцабиджи. За первой реформаторской оперой "Орфей и Эвридика" (1762 г.) последовали "Альцеста" (1767 г.) и "Парис и Елена" (1770 г.). Глюк в корне изменил трактовку оперного жанра. В традиционных мифологических сюжетах Глюк прежде всего выявлял глубокое идейное содержание, подчёркивал гражданственные идеи (подчинение личного общественному, самопожертвование для блага государства). Завершение реформы произошло в Париже, куда Глюк переехал в 1773 г. Здесь он поставил оперу "Ифигения в Авлиде" (либретто Ф. дю Рулле по трагедии Ж. Расина, 1774 г.), в новых редакциях оперы "Орфей" (1774 г.) и "Альцеста" (1776 г.), а также оперы "Армида" (либретто Ф. Кино, 1777 г.), "Ифигения в Тавриде" (либретто Н. Ф. Гийара по Еврипиду, 1779 г.), "Эхо и Нарцисс" (по мифологической сказке, 1779 г.). В 1780-х гг. Глюк снова жил в Вене, где написал на тексты Ф. Т. Клопштока семь од и оперу "Битва Германика" (не окончена).

Оперная реформа Глюка отвечала устремлениям демократических кругов накануне Великой французской революции. Большую роль в идейной подготовке реформы сыграла деятельность французских энциклопедистов (Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбера, особенно Д. Дидро) и немецких просветителей (И. Винкельмана, Г. Э. Лессинга). В музыке Глюк стремился к наиболее полному раскрытию драматического содержания, не шёл на уступки поверхностным аристократическим вкусам. В предисловии к "Альцесте", явившемся программным манифестом новой оперной эстетики, Глюк писал: "Я хотел привести музыку к её истинной цели, которая в том заключается, чтобы дать поэзии больше новой выразительной силы, сделать отдельные моменты фабулы более захватывающими, не прерывая действия и не расхолаживая его ненужными украшениями". Главным достижением композитора явилось подчинение всех компонентов оперного спектакля (сольного пения, хора, оркестра, балета) единому замыслу. В ариях Глюк отказался от виртуозных излишеств и внешней помпезности, усилил в речитативных эпизодах декламационную выразительность, повысил роль оркестрового сопровождения. Стремясь преодолеть мозаичность и схематизм номерной структуры оперы, Глюк объединял ряд эпизодов, в том числе и балетные номера, в большие сцены, построенные на едином драматическом развитии. Величественное звучание придавал операм хор; композитор усилил значение оркестра, что сказалось на трактовке увертюры, которая, по мнению Глюка, должна была стать "вступительным обзором содержания". Деятельность Глюка в Париже способствовала повышению уровня оперного исполнительства.

Реформа Глюка обладала известной ограниченностью; обращение к античности лишало произведение национального своеобразия. В них были созданы отвлечённые образы героев, представавших как воплощение обобщённых идей (супружеской верности, подчинения долгу и т.д.). В операх Глюка преобладал общий суровый, возвышенный тон, они были лишены жизненного многообразия ситуаций и характеров.

В реформе Глюка подытожены музыкальные достижения многих национальных школ, что способствовало её общеевропейскому значению. Но наибольший резонанс она имела во Франции, где на сторону Глюка стали передовые круги во главе с энциклопедистами. Среди сторонников старых традиций возникла оппозиция по отношению к творчеству Глюка, противопоставившая ему творчество представителя неаполитанской оперной школы Н. Пиччини. Бурная полемика, развернувшаяся в конце 1770-х гг. в Париже по вопросам оперы, получила название "войны глюкистов и пиччинистов". Конечная победа осталась за Глюком (влияние Глюка испытал и Н. Пиччини), вокруг которого возникла оперная школа (А. Саккини, А. Сальери, И. К. Фогель). Глюк оказал значительное воздействие на композиторов эпохи Великой французской революции (Л. Керубини, Э. Н. Меюль и др.). Творчество Глюка примыкало к венской классической школе и способствовало формированию стиля В. А. Моцарта и Л. Бетховена. В 19 в. идеи Глюка нашли дальнейшее развитие в оперной реформе Р. Вагнера.

Литература: Материалы и документы по истории музыки, переводы под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Соллертинский И., Глюк, М. - Л., 1937; Роллан P., Собрание музыкально-исторических сочинений, т. 4 - Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Ливанова Т., Музыкальная классика 18 века, М. - Л., 1939; её же, Реформа Глюка и французский оперный театр перед революцией 1789 года, в сборнике: Классическое искусство за рубежом, М., 1966; Маркус С., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959; Tiersot J., Gluck, P., 1910; Marx А. В., Glück und die Oper, Bd. 1-2, В., 1863; Einstein A., Glück. Sein Leben - seine Werke, Z.- Stuttg., [1954].

Г. В. Крауклис

Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 6, 1971, с. 609-610.

Послушать произведения композитора

В фонде библиотеки имеется следующее издание: