|
Дени Дидро (Diderot)(05.10.1713 г., Лангр, ныне в деп. Верхняя Марна, - 31.07.1784 г., Париж), французский философ, просветитель, писатель. Учился в иезуитском коллеже в Лангре, затем окончил коллеж д'Аркур в Париже. В 1732 г. получил звание магистра искусств. Первые философские сочинения Дидро (в том числе и "Философские мысли" - "Les pensees philosophiques", 1746 г., сожжённые в том же году по решению французского парламента) содержали критику христианской религии и церкви в духе деизма. Сочинения после 1749 г. написаны Дидро с позиций материализма и атеизма. В этом же году за распространение "опасных мыслей" был арестован. По выходе из тюрьмы стал одним из организаторов и редакторов - "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел "("Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonne des scienccs, des arts et des me-tiers", 1751-1780 гг.). B 1773-1774 гг. посетил Россию, где пытался уговорить Екатерину II провести прогрессивные реформы. Почетный член Петербургских Академии наук и Академии художеств. Дидро участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования. Его "Энциклопедия" стала одновременно сводом теоретических и практических знаний, сыгравшим большую роль в воспитании многих поколений. Дидро верил в природные силы человека, предлагал формировать личность в полезном для общества направлении, в частности трудовым обучением. Считал необходимым покончить с отрывом школьного образования от жизни, настаивал на равном воспитании выходцев из всех сословий, отделении школы от церкви. В произведении "Систематическое опровержение книги Гельвеция, О человеке"" (1773-1774 гг.) воспитание детей рассматривал в тесной связи с их анатомо-физиологическими особенностями. Задача просвещения состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им полное развитие. Обратил внимание на то, что несправедливое общественное устройство заглушает самые прекрасные задатки. В "Плане университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства", составленном в 1775 г. по просьбе Екатерины II, и в ряде заметок, написанных им во время пребывания в Петербурге ("О школе для молодых девиц", "Об особом воспитании", "О публичных школах" и др.), а также в своих философских и литературных произведениях Дидро рассматривал широкий круг педагогических проблем (система образования, методы обучения и др.). Анализируя исторический опыт и состояние европейской школы, Дидро намечал новые принципы организации просвещения. В первую очередь он отстаивал принцип всеобщего обязательного бесплатного начального образования. В эпоху, когда во Франции и в большинстве других государств школа считалась делом церкви, Дидро проектировал государственную систему народного образования, построенную на основе бессословности, подчёркивая, что низшие слои были и будут рассадником добрых нравов и знаний. Дидро отмечал, что дети бедняков, привыкшие с ранних лет к труду, учатся более серьёзно и прилежно, чем дети богатых. Стремясь обеспечить фактическую доступность школы, Дидро считал необходимым организовать материальную помощь государства детям бедняков (бесплатные учебники и питание в начальной школе, стипендии в средней и высшей школе). Дидро был противником господствовавшей в то время в Европе системы среднего образования с её классицизмом и вербализмом. Выступал за реальное направление в образовании, за его связь с практическими потребностями жизни. На первый план выдвигал физико-математические и естественные науки. В распространении и углублении этих знаний Дидро видел залог развития производства. Вместе с тем, указывал Дидро, естествознание вызывает большой интерес у детей, а изучение математических наук особенно развивает логическую мысль и дух изобретательства. Его аргументация в пользу реального образования по своей разносторонности и убедительности превосходила всё написанное ранее по этому вопросу. Дидро хотел, чтобы вся система образования давала широкие, разносторонние теоретические знания. Он предложил 3 типа учебных заведений: начальные школы, где обучали бы счёту, письму и чтению; 6-8-летние средние школы; университеты. Наибольшее внимание уделял средней школе, предлагая строить учебный план с учетом взаимозависимости наук, выделять в каждом году обучения главные предметы одного цикла (например, 1-й класс - математика, 2-й - механика, 3-й - астрономия, 4-й - естествознание, экспериментальная физика, 5-й - химия, анатомия, 6-й - логика и критика, общая теория грамматики; 7-й - родной язык, 8-й - древние языки: греческий и латинский, изучение античной литературы). Параллельно должны идти занятия по трём другим циклам (в послеобеденное время); 2-й цикл - философия, мораль, религия, история и хронология, география, начала экономической науки; 3-й цикл - рисование, элементы архитектуры; 4-й цикл - музыка, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Включая в учебный план религию, Дидро отмечал, что делает это, считаясь со взглядами Екатерины II. Он намечал преподавание морали по книгам Т. Гоббса и П. Гольбаха, в которых проявлялись тенденции материалистической философии. Ценя основательность знаний, Дидро утверждал: "Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо". Придавал важное значение хорошим учебникам, к составлению которых предлагал привлечь крупных учёных. В целях повышения уровня знаний рекомендовал 4 раза в год проводить в средней школе публичные экзамены, учебные успехи молодёжи усиливать мерами поощрения; лучших из окончивших назначать на государственные должности. Для более тщательного подбора учителей Дидро советовал объявлять конкурсы. Требовал хорошего материального обеспечения учительства. Необходимые качества учителя - глубокое знание предмета, "честная и чувствительная душа". Задача учителя - сделать из каждого своего воспитанника честного человека, внушить ему такие качества души, как твёрдость и справедливость, развивать в нём ум "здравый, просвещённый и обширный", широту кругозора, привить вкус ко всему "истинному, прекрасному, великому, доброму", заботиться об укреплении здоровья воспитанников. "План" Дидро не был осуществлён, но вошёл в историю педагогики как выражение новаторских замыслов просветителя. Был полностью опубликован только в 19 веке. Многие мысли Дидро о народном образовании получили распространение (через "Энциклопедию", философские произведения и т. п.), оказали влияние на развитие педагогической теории. Сочинения: Oeuvres completes, t. 2-3, Р., 1875; в русском переводе - Собрание сочинений в 10 тт., т. 2, М. - Л., 1935, т. 10, М., 1947. Литература: Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро. С пояснительным очерком и примечаниями М. Турне, СПБ. 1902; Шишкин А. Ф., Теория воспитания Д. Дидро, СП, 1938, № 10; Фрумов С. А.. Педагогические взгляды Дидро, в книге: Очерки по истории педагогики, под ред. Н. А. Константинова, М., 1952, с. 79 - 82: Длугач Т. Б., Д. Дидро, M., 1986; Diderot pedagogue, "Dossiers documentaires", 1964, № 67; Dolle J.-M., Poutique et pedagogie. Diderot et les problemes de l'edu-cation, P., 1973. А. H. Джуринский, С. А. Фрумов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 271-272. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|