|
Томас Гоббс (Hobbes)(05.04.1588 г., г. Малмсбери – 04.12.1679 г., г. Хардуик), английский философ. Продолжая в философии линию Ф. Бэкона, Гоббс создал законченную систему механистического материализма, соответствовавшую уровню развития естественных наук его времени. В учении о познании пытался соединить два метода - эмпирико-сенсуалистический (аналитический) и дедуктивно-рационалистический (синтетический). Считая основой познавательной деятельности человека ощущения, выявил способность сознания соединять и сопоставлять полученные ощущения и создавать на этой основе сложные идеи и образы. Согласно Гоббсу, основным, если не единственным, орудием познания, мыслительной деятельности является язык, который выступает и как средство передачи мыслей и знаний в процессе обучения. Идеи Гоббса об ассоциативных связях в мышлении и учение о языке оказали существенное влияние на ассоциативную психологию и на педагогическую мысль нового времени. Обучение представлял как процесс, направленный на то, чтобы вызвать в других людях те же представления, которые имеет учитель. Особую роль он отводил определениям (дефинициям) понятий: обучение философии, например, начинается, по Гоббсу, именно с определений, вследствие чего весь дальнейший процесс приобретения знаний осуществляется путём синтеза понятий. Собственно педагогические идеи Гоббса служат логическим дополнением его учения о гражданских обязанностях, вытекающих из общественного договора и морального долга индивида. Образование и воспитание должны быть подчинены интересам государства, выступающего у Гоббса в качестве абсолютного суверена и гаранта всеобщего мира и безопасности граждан. Исходной посылкой педагогических идей Гоббса является признание изначального равенства всех людей в отношении физических и умственных способностей и убеждение, что различия между ними в значительной мере объясняются особенностями жизненного опыта или воспитания. Природная любознательность людей и овладение верным научным методом позволяют им (независимо от социального статуса) достичь состояния свободы, которая характеризуется Гоббсом как способность к «добровольному», сознательному действию, учитывающему характер влияния внешней среды. В процессе воспитания и образования должны преподаваться «истинные и добрые учения», а рекомендуемые учащимся книги содержать «здравые, чистые и полезные идеи». Огромную роль в процессе воспитания и образования Гоббс отводил авторитету родителей, учителей и воспитателей, которым надлежит вести себя в присутствии своих воспитанников в соответствии с правилами «добродетели» и «справедливости», поскольку, по мнению Гоббса, юношеский характер легче склоняется к плохому под влиянием примера, чем к доброму под влиянием учения. Сторонник реального образования, основанного на усвоении достижений науки и тесно связанного с нуждами практической жизни. Особое место в процессе обучения отводил геометрии и механике, которые рассматривал как идеальные модели научного мышления. Литература: Мееровский В.Б. Гоббс. М., 1975; Polin R. Politique et рhilosophie chez Thomas Hobbes. Paris, 1952; Peters R. Hobbes. [London, 1956]; Hinnant Ch.H. Thomas Hobbes: a reference guide. Boston (Mass.), 1980. B. M. Карев Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 215. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|