Михаил Александрович Данилов

Михаил Александрович Данилов

[13(25).04.1899 г., деревня Васильевщина Псковской обл., - 25.11.1973 г., Москва], педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1959 г.), доктор педагогических наук (1960 г.), профессор (1961 г.). Окончил физико-математический факультет Ленинградского педагогического института им. Н. А. Некрасова (1924 г.) и Академию коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской (1928 г.). С 1918 г. учитель математики в Язвинской школе 2-й ступени Гдовского уезда Петроградской губернии. С 1931 г. на научно-педагогической работе в вузах и научно-исследовательских учреждениях: в Академии коммунистического воспитания (1931-1934 гг.), Смоленском педагогическом институте (1934-1939 гг.), НИИ школ (1939-1944 гг.), НИИ Общей педагогики АПН (1944-1973 гг.). Разрабатывал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. Основное внимание уделял проблемам дидактики.

Создал концепцию начального образования, в основе которой идеи отбора знаний, стимулирования внутренних сил личности, организации учебного труда, требующего самостоятельности мысли и действия ("Задачи и особенности начального образования", 1943 г.; "Дидактические условия прочного усвоения знаний", 1945 г.; "Роль начального обучения в умственном и нравственном развитии человека", 1947 г.). Изучая и анализируя массовую практику и передовой педагогический опыт ("Пути повышения качества знаний", 1948 г.; "Советская дидактика и творческий опыт учителей", 1948 г., и др.), показал, что главной причиной отставания учащихся является недостаточное влияние традиционного процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. На основе многоаспектного анализа состояния проблемы стимулирования и мотивации учения в советской педагогической науке и практике 40-60-х гг. сформулировал ряд концептуальных положении, нашедших развитие в дидактических исследованиях 60-80-х гг.: направленность учебного процесса на воспитание у учащихся устойчивой познавательной потребности, обеспечение каждому ученику позиции субъекта учебно-познавательной деятельности и др. Статьи Данилова предлагали учителям средства и приёмы побуждения школьников к учению, формирования умения отбирать существенное в учебном материале, помогали предупреждать типичные ошибки и массовое отставание при изучении трудных тем, то есть, по существу, вырабатывали методы оптимизации обучения.

В книге "Процесс обучения в советской школе" (1960 г.) анализ учебного процесса сочетается с "синтетическим обзором обучения в его основных структурных единицах" (урок, система уроков, ступени обучения и пр.), раскрываются диалектика процесса обучения, его внутренние источники, движущие силы, противоречия и т. д.

В трудах "Педагогический процесс и его диалектика" (1970 г.), "Всеобщая методология науки и спец. методология педагогики в их взаимоотношениях" (1971 г.), "Проблемы методологии педагогики и методики исследований" (1971 г.) и др. обоснованы взгляды Данилова на создание методологии педагогики как самостоятельной отрасли педагогического знания, разработку её задач, предмета, структуры, связей со смежными науками и пр. Защищая идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко о воспитании в "гуще жизни" и о коллективе как объекте воспитания, Данилов возродил понятие "педагогический процесс", вошедшее в отечественную педагогику благодаря П. Ф. Каптереву, раскрыл роль концепции "саморазвития" в познании его диалектической природы и показал значимость этого понятия для исследования явлений воспитания. Стереотипному педагогическому мышлению, сориентированному на педагогическое руководство как "целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся", противопоставил идею обучения как общение учителя и учащихся. Многие идеи Данилова не были поддержаны его современниками, поскольку вступали в противоречие с традиционной педагогикой, особенно в вопросах методологии исследования, трактовке диалектической природы обучения, понимании сущности педагогического руководства учебным процессом. Некоторые из его идей были реализованы лишь в современной школе, в частности идеи так называемой педагогики сотрудничества.

Литература: Билькеев Д., М. А. Данилов, «Советская педагогика», 1980. № 8; Степашко Л., М. А. Данилов (1899 - 1973), «Советская педагогика», 1989, № 5.

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 244.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского