Антон Семёнович Макаренко

Антон Семёнович Макаренко

[01(13).03. 1888 г., г. Белополье, ныне в Сумской области Украины - 01.04.1939 г., Москва], педагог и русский писатель. По окончании Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905 г.) учительствовал в поселке Крюков и на станции Долинская (1911-1914 гг.) на Украине. Окончив Полтавский учительский институт (1917 г.), заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 г. переведённой в Куряж, под Харьков (Колония имени М. Горького). С 1927 г. совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой Коммуны имени Ф. Э. Дзержинского под Харьковом. С 1928 г. заведующий коммуной, с 1932 г. начальник педагогической части. В 1935 г. начальник, в 1937 г. заместитель начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 г. возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 г. переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

Макаренко прошёл сложный путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека, постоянным педагогическим трудом и полемикой с противниками его теории, верой в светлое будущее и разочарованиями. Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторским талантом, Макаренко всю свою научную деятельность связал с воспитательной практикой. Глубокое знание отечественного педагогического наследия и собственный педагогический опыт позволили ему уже в 20-е гг. подойти к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. Он начинал работу в колонии в труднейших условиях хозяйственной разрухи, сознавая, что ему предстоит преодолеть дистанцию между идеалом человека коммунистического будущего и реальным бытием педагогически запущенных, социально и морально искалеченных детей - жертв войн и социальных потрясений.

В своих учреждениях он создавал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производительным трудом.

Ядро учения Макаренко - теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нём, взаимоотношений с личностью ребёнка и связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Сведение творчества Макаренко к "педагогике для беспризорных" несправедливо, т. к. в коммуне воспитывались не только они, но и дети из вполне благополучных семей сотрудников коммуны. Опыт творческого развития юной личности по методике Макаренко принципиально важен для науки о воспитании.

Макаренко установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, а их восстановление выправляет его развитие. Суть воспитания, по Макаренко, состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата. Воспитательный коллектив является органичной частью общества и в специфической форме воспроизводит общественные отношения, активно включает в них детей. Социально значимая задача, стоящая перед коллективом, позволяет каждому его члену ощущать себя участником общего дела, пробуждает гражданские чувства. Макаренко наполнил понимание коллектива новыми элементами. Его организационно-педагогические находки - разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление - были привлекательны для воспитанников. Упрёки в адрес Макаренко об отрицательном воздействии этих форм организации детей носят спорный характер. Осуществляемые творчески и неформально эти формы дают значительный воспитательный эффект (например, в коммунарской методике), тогда как их массовое, шаблонное повторение может действительно привести к негативным результатам, как это происходило во многих акциях пионерской организации.

Макаренко много места отводил эмоциональному настрою воспитанников, мажорному тону их жизни, которые сплачивали детей, создавали оптимистическую атмосферу в коллективе. Им сформулирован "метод параллельного педагогического действия". В противовес "парному воспитанию" (взаимодействие одного наставника и одного ребёнка) он включал в процесс воспитания как педагогов, так и воспитанников. Критерием оценки поведения учащихся становится не только личное мнение педагога, но и интересы коллектива. Макаренко утверждал, что человек не может быть воспитан влиянием одной личности, какими бы качествами она ни обладала.

В отношениях с воспитанниками Макаренко опирался на принцип: "Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему". Восприятие воспитателями детей как существ, нуждающихся в постоянном "укрощении", он называл главным "педагогическим пороком". В его трактовке, дети - прекрасные и живые жизни, поэтому нужно видеть в них товарищей и граждан, уважать их права и обязанности, в т. ч. право на радость и обязанность ответственности.

Макаренко стремился к тому, чтобы сделать радость ребёнка ответственной, человечески значимой и нравственной, а его ответственность - радостью, доставляющей нравственное удовлетворение. Эту диалектическую задачу Макаренко разрешал с помощью метода "перспективных линий" в детской жизни. Он показал, что воспитывать человека - значит воспитывать умение находить перспективные пути, на которых его ждёт "завтрашняя радость". С изменением образа жизни коллектива, его развитием выдвигаются новые условия, близкие и дальние цели. Этот процесс создаёт новый уровень отношений и деятельности. На смену требованию педагога приходит обществ, требовательность, которая затем перерастает в требование личности к себе самой. Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Остановка процесса совершенствования коллектива может привести к скрытым вначале процессам обратного движения, направленного к появлению формализма, исчезновению у учащихся интереса к общественным делам и т. п. явлениям застойности. Для преодоления таких явлений Макаренко иногда использовал метод "педагогического взрыва", выражающийся в коллективном гневе, общем осуждении, бойкоте и т. п. Макаренко предупреждал об осторожности в таком маневре, т. к. он является сильнодействующим средством воспитания и требует большого педагогического мастерства и такта, а также о возможности его применения не только в конфликтных, но и в созидательных ситуациях. Учение Макаренко иногда называют "педагогикой событий", т.е. организацией воспитательный ситуаций в жизни ребёнка, имеющих поворотное значение для его развития. Он считал, что в коллективе, в котором внешне ничего не происходит, в действительности идёт скрытое накопление воздействий, грозящих возникновением не предусмотренных педагогом событий.

Макаренко стремился проектировать "лучшее в человеке", обращать внимание в личности ребёнка, прежде всего, на положительные задатки. Выстраивая теорию и методику воспитательной работы, Макаренко понимал её как целостную систему организации жизнедеятельности воспитанников, в которой все воспитательные средства обеспечивают реализацию выдвинутых целей и, в конечном счёте, выполнение социального заказа общества. Залог успеха этой работы Макаренко видел в гражданской позиции педагога, глубоком знании им предмета, психолого-педагогическом мастерстве, овладении педагогической технологией и логикой.

Теория педагогической логики - основа методики воспитательной работы с коллективом и личностью. Во всяком опыте Макаренко ценил не только его практический эффект, но и его "логическое торжество" - предвидение и реальную последовательность фактов, которые должны привести к ожидаемому результату. Он проанализировал три типа ошибок шаблонного педагогического мышления, с которыми сталкивался в практике: ошибки дедуктивного предсказания, этического фетишизма и уединённого средства. Он был убеждён, что нельзя рассматривать любое средство вне системы. Поэтому считал, что детей, совершивших правонарушения, нельзя воспитывать без дисциплинарных воздействий (физические наказания он отрицал). Но наряду с дисциплинарным наказанием равноправным средством воспитания считал и поощрение. В трудах Макаренко встречаются выражения "логика требования", "логика труда", "логика дисциплины" и т. д. В них он искал обобщающую идею, соединяющую организационный, технический и психологический аспекты каждой задачи в целостные звенья и включающую их в общую деятельность педагога и его воспитанников. Логика педагогического процесса, по Макаренко, должна быть до конца целесообразна, имея в виду не обычный житейский здравый смысл, а целесообразность, которую наука рассматривает как объективное явление, присущее самоуправляющимся системам. Макаренко свойственны иногда противоречия, когда в двух, казалось бы, одинаковых ситуациях он рекомендовал различные средства. Это объясняется тем, что в педагогическом процессе то или иное средство воздействия в зависимости от обстоятельств, времени и особенностей личности, коллектива, таланта воспитателя может применяться в большей или меньшей степени, вплоть до его полного отрицания.

В трудах Макаренко разработаны важнейшие вопросы семейного воспитания, в т. ч. структуры семьи, её культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счёте, определяют успех воспитания детей.

Открытия Макаренко оказали существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 30-х гг. практически были запрещены, - социальную педагогику, педагогическую психологию и др. Особый вклад Макаренко внёс в исправительно-трудовую педагогику. Его педагогический опыт позволил в короткий период наладить практическую работу трудовых колоний НКВД в масштабах Украины. Вопреки официальным требованиям усилить карательные функции перевоспитания в колониях для несовершеннолетних были упразднены карцеры и внутренняя охрана, предприняты меры по организации трудового воспитания, укреплению кадров воспитателей, введению некоторых начал самоуправления. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона. В Броварах он фактически повторил куряжский эксперимент, создав сплочённый коллектив.

Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды отражены в художественном творчестве. Деятельность Колонии им. М. Горького описана в "Педагогической поэме" (части 1-3, 1933-1935 гг.), Коммуны им. Ф, Э. Дзержинского - в повести "Флаги на башнях" (1938 г.). Воспитанию в семье посвящена "Книга для родителей" (1937 г., совместно с Г. С. Макаренко).

При жизни Макаренко подвергался критике справа и слева. В 20-е гг. ему ставили в вину увлечение деревенской педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. Он не был близок педагогам-гуманистам (П. П. Блонский, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий и др.), которые одновременно с Макаренко искали пути воспитания нового человека, но не принимали революционной активности Макаренко, его увлечения коллективистскими формами, определённого равнодушия к широкой образованности и интеллигентности воспитанников и др. Все эти годы, вплоть до своей смерти, искания Макаренко поддерживал М. Горький, искренне веривший в успех Макаренко и защищавший его в трудные периоды жизни.

Деятельность Макаренко в Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского совпала с дискуссией в стране по основным проблемам педагогики (1928-1931 гг.). В 1928 г. он вступил в конфликт с НИИ педагогики Наркомпроса Украины, наиболее последовательно поддерживающим позицию директора Московского института методов школьной работы В. Н. Шульгина о классовом подходе к анализу педагогических влияний. Макаренко. считал, что воспитательная работа требует конкретизации общих положений о классовой борьбе в воспитательном процессе, воспитание в классовом духе должно не сводиться к словесной обработке рассуждениями о классовом инстинкте и солидарности, а выражаться в организации деятельности детей в соответствии с идеалами рабочего класса. О практике Макаренко негативно высказывались Н. К. Крупская (выступление на 8-м съезде комсомола, 1928 г.), А. В. Луначарский и др.

В 30-е гг. Макаренко критиковали за отступление от партийных постановлений по школе и приверженность Декларации о единой трудовой школе (1918 г.), за демократизм и внедрение самоуправления. К 1932 г. он пришёл к выводу, что труд, являясь нейтральным процессом, сам по себе, без нравственного воспитания, не может сформировать личность, соответствующую задачам социалистического общества. Это положение было воспринято как нарушение Макаренко основных принципов трудового воспитания в советской педагогике.

Преследования критиков продолжились после публикации "Педагогической поэмы". В 1938 г. против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, вреде его книг для социалистического воспитания.

После смерти Mакаренко наибольший урон изучению его идей нанесла канонизация образа Макаренко в официальной педагогической теории в СССР, придание ему схоластических черт классика марксистской педагогики. На протяжении десятков лет в литературере и диссертациях по педагогике давался односторонний анализ, часто фальсифицирующий и искажающий подлинный смысл педагогического новаторства Макаренко. Его эксперименты механически переносились в массовую практику советской школы, ПТУ и исправительно-трудовых учреждений. До середины 80-х гг. издания трудов Макаренко выходили с купюрами и значительными исправлениями, комментарии носили ярко выраженный идеологический характер. Значительную исследовательскую, текстологическую и публикаторскую работу провели сотрудники Марбургского университета (Германия), где с начала 60-х гг. действовала макаренковская лаборатория (основатель - Л. Фрезе, его последователи - Г. Хиллиг, 3. Вайц и др.). Большинство советских педагогов до середины 80-х гг. были знакомы с деятельностью лаборатории лишь по материалам официальных изданий, усматривавших в творчестве немецких коллег антисоветскую пропаганду. После 1985 г. началось сотрудничество с зарубежными исследователями Макаренко.

С середины 80-х гг. с открытием доступа к документам и архивам появилась возможность дать объективную оценку педагогическим начинаниям Макаренко, вновь повысился интерес к его воспитательной системе. Однако современное макаренковедение переживает трудный период. В биографии и исследованиях опыта Макаренко присутствуют "белые пятна". Недостаточно известна деятельность Макаренко до 1920 г., в киевский период 1935-1937 гг., возникают вопросы о его контактах с органами НКВД и др. К творчеству Макаренко предъявляются обвинения в приверженности сталинизму, олицетворению карательной педагогики, авторитарного воспитания. Макаренко считал, что методы воспитания относительно нейтральны к системе их породившей. Необходимо учитывать, что Макаренко работал в сложную эпоху, он был неординарной, сильной и творческой личностью, которой свойственны удачи, сомнения, ошибки. Сплавом личностных качеств одарённого от природы человека во многом объясняется его педагогическое мастерство.

Главная заслуга Макаренко в том, что вопреки давлению педагогических чиновников, атмосфере культа личности и усилению авторитарных тенденций в жизни общества он боролся за утверждение гуманистической педагогики, сумев сохранить свою индивидуальность и передать последующим поколениям педагогов свой уникальный опыт.

Литература: Воспоминания о Макаренко. Сборник материалов, Л., I960; Балабанович E. H., А. С. Макаренко. Человек и писатель, М., 1963; Жураковский Г. Е., Педагогические идеи А. С. Макаренко, М., 1963; Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко, Г., 1976; Павлова М. П., Педагогическая система А. С. Макаренко и современность, М., 1980; Педагогическое наследие А. С. Макаренко и современная школа, Воронеж, 1981; Творческое использование идей А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства, Полтава, 1983; IIатаки Ф., Хиллиг Г., Самоутверждение или конформизм? К вопросу идейно-политического становления А. С. Макаренко, Марбург, 1987; Педагогическое наследие А. С. Макаренко и современные проблемы воспитания молодежи. [Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной 100-летию А. С. Макаренко], ч. 1 - 2, М., 1988; Фрадкин Ф. А., В поисках новых педагогических путей. (К столетию со дня рождения А. С. Макаренко), М., 1988; Фролов А. А., А. С. Макаренко и педагогика его времени, Г., 1988; Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания, М., 1989, А. С. Макаренко сегодня. Сост. А. А. Фролов, Н. Новгород, 1992; Хрусталева В. А., А. С. Макаренко. Библиографический указатель, М., 1959; А. С. Макаренко. Указатель трудов и литературы о жизни и деятельности, М., 1988; Nastainczyk W., Makarenkos Sowjetpadagogik, Hdeb., 1963; Ruttenauer I., A. S. Makarenko. Ein Erzieher und Schriftsteller in der Sowjetgesellschaft, Freiburg - Basel - W., 1965; Bernitt I., Zum Kollektiv: begriff in der Fruhsowjetischen Padagogik, в кн.: Makarenkc-Materi-alien, Bd l, Marburg, 1969; G l an t z T., Kollektiv und Einzelner, Marburg, 1963; № i 1-1 i g G., Die Verbreitung der Werke A. S. Makarenko au?erhalb der Sowjetunion, "Padagogische Rundschau", 1980, JM° 1; Sauermann E., Makarenko und Marx, B., 1987; Hundert Jahre Anton Makarenko, hrsg. von G. Hillig, Bremmen, 1988.

Л. А. Лёвшин

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 536-538.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Из имидж-каталога:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Из электронного каталога:

Документы из Архива РАО

Археографическая справка к Фонду 131 «Коллекция документов о жизни и деятельности А. С. Макаренко, собранная Е. С. Долгиным

Коллекция документов о жизни и деятельности А. С. Макаренко, собранная Е. С. Долгиным, бывшим сотрудником НИИ общей педагогики АПН СССР, поступила в Научный архив АПН СССР в 1984 г. после смерти Е. С. Долгина. Читать дальше...

Переписка и фотографии

Читать в электронном виде: 

Электронный архив произведений А. С. Макаренко (произведения А. С. Макаренко, фильмография, иллюстрации к книгам)
А.С. Макаренко. К 100-летию со дня рождения. Указатель трудов и литературы о жизни и деятельности