|
Оноре де Бальзак (Balzac)(20.05.1799 г., Тур, – 18.08.1850 г., Париж), французский писатель. Его отец происходил из крестьянской семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т.к. считал её плебейской. Бальзак учился в Вандомском коллеже, в Парижской школе права, одновременно практикуясь в нотариальной конторе. В юности считал своим призванием философию. Позднее же, избрав профессию литератора, не делал различия между понятиями "художник" и "философ". Испытал сильное влияние материализма французских просветителей. Около 1832 г. Бальзак пришёл к легитимизму, родившемуся из беспощадной критики господствующих буржуазных отношений. Монархия для Бальзака – форма твёрдой государственной власти, которая может обуздать буржуазный эгоизм и способствовать экономическому и моральному прогрессу, а католическая религия – лекарство против того же эгоизма. Бальзак дважды выдвигал свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза (в 1832 и 1848 гг.) не прошёл. Дважды потерпел неудачу на выборах во Французскую академию (январь 1849 г.). С 1832 г. началась переписка Бальзака с жившей в России польской аристократкой Э. Ганской (ездил к ней в 1843 г. в Петербург, в 1847 и 1848 гг. на Украину), брак с которой состоялся за 5 месяцев до его смерти. В 1822 – 1825 гг. Бальзак опубликовал под разными псевдонимами 8 романов ("Жан-Луи" и др.) с нагромождением всякого рода приключений, но и с правдивыми зарисовками. Главные литературные учителя Бальзака – Ф. Рабле, Мольер, В. Скотт. Роман "Шагреневая кожа" (1830 – 1831 гг.) Бальзак назвал "отправным началом" своего дела. Сочетая романтическую образность, символику и яркую живописность с трезвым анализом, Бальзак запечатлел атмосферу Парижа после революции 1830 г.; убийца-банкир управляет общественным мнением с помощью продажной прессы; господство буржуазного эгоизма уничтожило убеждения и верования. Молодой Рафаэль де Валантен, изменяя самому себе, сохраняет, однако, презрение к хозяевам жизни. Бальзак рисует сложную натуру современного ему человека, трагизм страсти, мир науки, ускоренное сгорание жизни. В 1834 г. у Бальзака возник замысел связать общими героями написанные с 1829 г. и будущие произведения и объединить их в эпопею, позднее названную "Человеческой комедией". Воплощая идею всеобщих взаимозависимостей в мире, Бальзак задумал всеобъемлющее художественное исследование французского общества и человека. Философским каркасом этого художественного здания служат материализм 18 в., современные Бальзаку естественно-научные теории, своеобразно переплавленные элементы мистических учений. В "Человеческой комедии" три раздела. I. Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинциальной жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политической жизни; 5) сцены военной жизни; 6) сцены сельской жизни. II. Философские этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к "Человеческой комедии", Собр. соч., т. 1, М., 1960 г.). В "Человеческую комедию" вошло 90 произведений. Источники драматизма "Человеческой комедии" – в драматическом характере эпохи и человеческого существования. Зависимость личности от общества и истории Бальзак понял как ни один писатель до него. Бальзак рисует аристократию, теряющую ореол и честь на выучке у "вульгарного денежного выскочки" (Максим де Трай, Растиньяк и др.); дельцов и честолюбцев лицом к лицу с их жертвами; узаконенные грабежи, предательства, грязные махинации, на почве которых возникают крупные состояния: "Гобсек" (1830 г.), "Евгения Гранде" (1833 г.), "Банкирский дом Нусингена" (1838 г.), "Крестьяне" (1844 г.), "Кузен Понс" (1846 – 1847 гг.) и др.; выбор для молодого человека между гибелью, прозябанием и нравственным падением (Растиньяк, Люсьен дю Рюбампре, Маркас); проституирование искусства ("Утраченные иллюзии", 1837 – 1843 гг., "Дочь Евы", 1838 г.); трагедию учёного, изобретателя; бесчисленные трагедии, порожденные господством принципа купли - продажи в семейных и личных отношениях. Типичные конфликты на почве "всемогущества, всеведения, всеблагости денег" (Бальзак О., Собр. соч., т. 12, М., 1960, с. 304) получают в "Человеческой комедии" выражение крайнее, свидетельствующее о замечательном понимании реальных отношений. Бальзак впервые делает не аксессуаром, а основой сюжета борьбу за имущество, наследство, историю имения, магазина, изобретения. Бальзак вскрывает материальные интересы в основе политики, государственной власти, законов. При этом трезвость Бальзака никогда не переходит в натуралистический фатализм. В "Человеческой комедии" раскрываются высокие основы содружества ("Утраченные иллюзии"), доброта (Буржа – "Обедня безбожника" и др.), цельность характера (Шабер – "Полковник Шабер"), героизм (Гогла – "Сельский врач"), справедливость (Низрон – "Крестьяне"), стойкость духа (Давид Сешар – "Утраченные иллюзии", Жерар – "Сельский священник"), взаимная преданность (Понс и Шмуке – " Кузен Понс"), самоотверженность и душевная чистота (Евгения Гранде – одноименный роман, Жозефина Клаас – "Поиски абсолюта"). В "Человеческой комедии" действует отряд искателей - республиканец Кретьен, учёный Клаас, философ Ламбер, художник Френхофер, композитор Гамбара. Они гибнут по вине общества или сгорают в познании и творчестве. Но, в отличие от романтиков, Бальзак не абсолютизирует трагизм исканий и ищет (часто - вооружаясь иронией) условий для плодотворного творчества ("Неведомый шедевр", 1831 г., новая редакция 1837 г., и др. философские этюды). В центре философских и художественных интересов Бальзака – духовные силы человека как высшая ценность. Герои Бальзака наделены типичными качествами в особой концентрации – при повышенной интеллектуальности, страстности, воле. Гобсек – "философ ростовщичества", Горио – "Христос отцовской любви", Вотрен – "Наполеон каторги", Растиньяк – "виртуоз" в искусстве карьеры. Эти имена стали нарицательными. Бальзак считал художественное преувеличение законом, вытекающим из природы художественного познания и читательского восприятия ("... всякий типический персонаж становится грандиозным именно в силу своей типичности" - Собр. соч., т. 24, М., 1960, с. 222-223). При резкой определённости ведущей черты характера у многих героев Бальзака образы остаются сложными, неисчерпаемыми. С течением времени буржуа в книгах Бальзака становятся более прозаическими (от Гобсека – к Вовине – "Комедианты неведомо для себя"). Для Бальзака характерна обстоятельная подготовка драмы с описаниями места, среды, биографиями героев в историческом разрезе (например, Феликс Гранде) для социальной, исторической, психологической мотивировки действия; стремительное развитие событий; множество глубоко сплетённых линий действия, особенно в поздних романах. Бальзак опубликовал 5 пьес, в том числе "Мачеха" (1848 г.). Его "Озорные рассказы" (1832 – 1837 гг.) в духе Рабле и французского народного творчества – своеобразный памятник гуманистической мысли Бальзака в национальных традициях французского искусства. В России творчество Бальзака стало известно уже с начала 1830-х гг. Интерес к нему проявляли А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, особенно Ф. М. Достоевский и М. Горький, на которых он оказал значительное влияние. В 1896 – 1899 гг. появилось первое собрание сочинений Бальзака в 20 томах. Чрезвычайно популярным стал Бальзак в Советском Союзе: вышло три издания его собрания сочинений (1-е изд., т. 1-20, 1933 – 1947 гг.). Отечественное литературоведение уделяет большое внимание проблемам бальзаковского реализма, как одной из вершин мировой литературы. Литература: Горький М., Собр. соч. в 30 тт., М., 1949-55 (см. т. 30, Указатель имен); Гроссман Л., Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31-32, М., 1937; Реизов Б., Творчество Бальзака, Л., 1939; его же, Бальзак, Л., 1960; Гриб В., Избр. работы, М., 1956; Обломиевский Д., Бальзак. Этапы творческого пути, М., 1961; Резник Р., Философские взгляды Бальзака, "Вопросы литературы", 1961, № 7; её же, Бальзак и "бальзаковские" шаблоны, там же, 1966, № 4; Чичерин А., О. Бальзак, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Моруа А., Прометей, или Жизнь Бальзака, пер. с франц., М., 1967; Пузиков А., Портреты французских писателей, М., 1967; Паевская А. и Данченко В., О. де Бальзак. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1830 – 1964, М., 1965; Bardėche М., Balzac romancier, P., [1947]; Guyon В., La pensée politique et sociale de Balzac, P., 1947; 2 éd., P., 1967; Béguin A., Balzac et quarantehuit, "Europe", 1948, févr.; Rodgers S., Balzac and the novel, Madison, 1953; Pradalié G., Balzac historien, P., 1955; Nykrog P., La pensée de Balzac dans la Comédie humaine, Copenhague, 1965. Р. А. Резник Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 2, 1970, с. 590-591. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|