|
Эмиль Золя (Zola)(02.04.1840 г., Париж, – 29.09.1902 г., там же), французский писатель. Сын инженера. В юности испытал влияние А. де Мюссе и В. Гюго. В раннем творчестве ощутимо воздействие романтической поэтики (новеллы цикла "Сказки Нинон", 1864 г., роман "Исповедь Клода", 1865 г.). Литературно-критические и искусствоведческие книги Золя ("Что я ненавижу", 1866 г., "Мой салон", 1866 г., "Эдуард Мане", 1867 г.) направлены против официального салонно-академического искусства, в поддержку первых выступлений импрессионистов. Считая большой заслугой Э. Мане и импрессионистов смелость и непосредственность в изображении реальной жизни, Золя осудил позже утрату ими этих качеств. В предисловии ко 2-му изданию романа "Тереза Ракен" (1867 г.) Золя заявил о своей принадлежности к "группе писателей-натуралистов". Вводя в литературу данные естественнонаучных открытий, медицины и физиологии, а также эстетическую теорию позитивизма (И. Тэн), Золя отчасти подменял социальные и исторические факторы формирования личности биологической обусловленностью. В 1868-1870 гг. Золя сотрудничал в органах республиканской оппозиции: газете "Трибюн" ("Tribune"), "Рапель" ("Rappel"). В канун франко-прусской войны 1870-1871 гг. он открыто выступил за низвержение Наполеона III, против провоцируемой им бойни: очерк "Война" (газета "Клош" – "La cloche", 1870 г.). Политическое неприятие бонапартистского режима – один из идейных мотивов отхода Золя от эстетики натурализма. В конце 1868 г. Золя начал работу над серией романов о Второй империи. У истоков замысла этой эпопеи – наследие О. Бальзака. В серию "Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи" (1871-1893 гг.) вошли 20 романов, объединённых идеей вскрыть динамику развития личности, семьи, социальных групп в обществе, а самого общества – в истории. Сопоставляя республиканское настоящее с имперским прошлым, Золя обнажал внутреннее родство между двумя режимами, развенчивал буржуазно-республиканскую демагогию и лицемерную ложь о классовой гармонии. Рабочий был и остался пленником нужды ("Западня", 1877 г.). В обществе господствует власть золота ("Деньги", 1891 г.). Страсть к наживе охватила всё общество – деревню ("Земля", 1887 г.), город ("Дамское счастье", 1883 г.), разнуздала самые низменные животные инстинкты в человеке ("Накипь", 1882 г.). Молодые буржуа у Золя деморализованы историческим опытом своих отцов. Они либо безвольно гниют на корню ("Добыча", 1871 г.), либо расчётливо продвигаются по служебной лестнице ("Карьера Ругонов", 1871 г., "Его превосходительство Эжен Ругон", 1876 г.). Писателю нередко казалось, что одичание человека коренится в самой его природе ("Человек-зверь", 1890 г.). Но в художественном анализе социальных и психологических факторов, определяющих формирование человека-собственника, сам Золя опровергал биологический детерминизм ("Чрево Парижа", 1873 г.). Идея наследственности постепенно утрачивала в сочинениях Золя свою универсальную роль, её вытесняла историческая и социальная точка зрения на человека-пролетария, способного возмущаться и противостоять обстоятельствам ("Жерминаль", 1885 г.). В массовых сценах убийства, да и всем сюжетом "Разгрома" (1892 г.) Золя осудил буржуазный строй, вступивший в империалистическую фазу своего развития. Взгляды Золя на искусство отразились в романе "Творчество" (1886 г.), темой которого явилась художественную жизнь Франции 1860-х – середины 1880-х гг. "Теория натурализма" (Золя сохранил выдвинутый им термин, который по сути дела он в зрелые годы отождествлял с реализмом) обоснована Золя в работах "Экспериментальный роман" (1880 г.), "Романисты-натуралисты" (1881 г.), "Литературные документы" (1881 г.). Физиологический аспект снижал интеллектуальную силу персонажей Золя по сравнению с героями Бальзака. Но в "Ругон-Маккарах" французский реализм одновременно и расширил свои границы, запечатлев образы таких "экономических организмов-гигантов" (по выражению П. Лафарга), как шахта, железная дорога, биржа, проанализировав их влияние на человеческий характер. В драматургическом наследии Золя наиболее значительны драма "Тереза Ракен" (постановка 1873 г.) и комедия "Наследники Рабурдена" (1874 г.). Рост социалистических тенденций в рабочем движении 1890-х гг. позволил Золя ("Речь к юношеству", 1893 г.) увидеть "... в поднимающемся социализме зачаток социального закона будущего, закона труда для всех..." (цитата по книге: Толстой Л. Н., Полное собрание сочинений, т. 29, 1954, с. 181). Герой трилогии "Три города" ("Лурд", 1894 г., "Рим", 1896 г., "Париж", 1898 г.) интеллигент Пьер Фроман подвергает научной экспертизе христианскую веру и открывает у её истоков эксплуатацию невежественной толпы, грубую торговлю "чудом". Свою мечту о грядущем торжестве разума, труда Золя воплотил в незавершённой социальной утопии-тетралогии "Четыре евангелия" ("Плодовитость", 1899 г., "Труд", 1901 г., "Истина", 1903 г., посмертно, "Справедливость", не завершена). В 1898 г., во время дела Дрейфуса, Золя поднял голос против клерикальной и военной реакции (сборник статей "Истина шествует", 1901 г.). Письмо Золя президенту республики "Я обвиняю" (опубликовано в газете "Орор" – "L'Aurore", 13.01.1898 г.), по выражению Ж. Геда, – самый революционный акт века. Буржуазная Франция приговорила 23 февраля 1898 г. писателя-гражданина к тюремному заключению. Золя удалился в изгнание (вернулся в 1899 г.). Золя мечтал создать театр для народа. В цикле драм "Франция шествует" он намеревался продолжить битву с Третьей республикой, в которой под революционной вывеской властвовал монархический дух. Замысел не был реализован. Золя внезапно скончался от отравления угарным газом. Прямое влияние Золя испытали писатели разных стран. В России произведения Золя с 1872 г. печатались порой раньше, чем во Франции. В 1875-1880 гг. Золя благодаря посредничеству И. С. Тургенева сотрудничал в журнале "Вестник Европы". Глубокий отклик в России породило письмо "Я обвиняю". После Великой Октябрьской социалистической революции наследие Золя высоко оценили А. В. Луначарский и М. Горький. "По романам Эмиля Золя, – сказал Горький, – можно изучить целую эпоху" (Собр. соч., т. 25, 1953, с. 94). Литература: Анисимов И. И., Золя, в его кн.: Классическое наследство и современность, М., 1960; Барбюс А., Золя. Вступ. статья А. Луначарского, М. - Л., 1933; Клеман М. и Реизов Б., Э. Золя, Л., 1940; Лану А., Здравствуйте, Эмиль 3оля!, М., 1966; Лафарг П., "Деньги" Золя, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1936; Луначарский А., "На кисельных берегах". Современная литература на Западе, в кн.: Литературное наследство, т. 82, М., 1970; Манн Г., Речь о Золя в Праге. Золя, Соч. в 8 тт., т. 8, М., 1958; Пузиков А. И., Э. Золя, М., 1961; его же, Золя, М., 1969; Эйхенгольц М., Творческая лаборатория Золя, М., 1940; Якимович Т., Молодой Золя. Эстетика и творчество, К., 1971; Fréville J., Zola, semeur d'orages, P., [1952]; Guillemin H., Présentation des Rougon-Macquart, [P., 1964]; Max S., Les métamorphoses de la grande ville dans les Rougon-Macquart, P., 1966; Mittérand H., Zola journaliste,.., P.,[1962]; Ramond F., Les personnages des Rougon-Macquart, P., 1901; Ternois R., Zola et ses amis italiens. Documents inédits. P., 1967; Zola, [New Haven (Connc.), 1969]. Библиографические издания: Брук Е. Ф. и Паевская А. В., Э. Золя. (К 50-летию со дня смерти), М.,1953; Mittérand Н. et Suwala H., Emile Zola journaliste. Bibliographie chronologique et analytique, v. 1-, P., 1968. В. П. Балашов Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т.9, 1972, с. 570-571. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|