|
Валентин Александрович Серов[07(19).01.1865 г., Петербург, ‒ 22.11(05.12).1911 г., Москва], русский живописец. Сын русского композитора А. Н. Серова. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской Академии художеств (1880 ‒ 1885 гг.) у П. П. Чистякова. Творчество Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка, с которым был тесно связан молодой Серов. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины «Девочка с персиками» (1887 г.), «Девушка, освещенная солнцем» (1888 г.; обе в Третьяковской галерее). В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, передавая чувство счастья и радости бытия, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма. С начала 1890-х гг. портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало. Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890 г., Ф. Таманьо, 1891‒1893 гг., К. А. Коровина, 1891 г., И. И. Левитана, 1893 г., Н. С. Лескова, 1894 г., Н. А. Римского-Корсакова, 1898 г., ‒ все в Третьяковской галерее). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения портретируемого. Получив широкую известность, став в 1894 г. членом Товарищества передвижных художественных выставок, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897 г., Третьяковская галерея; С. М. Боткиной, 1899 г., Ф. Ф. Юсупова, 1903 г., ‒ оба в Русском музее в Санкт-Петербурге). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания. Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка («Дети», 1899 г., Русский музей; «Мика Морозов», 1901 г., Третьяковская галерея). Серов часто обращался к различным графическим техникам ‒ акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900 г., Третьяковская галерея), пастели, литографии и пр. Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908 г., Т. П. Карсавиной, 1909 г., ‒ оба в Третьяковской галерее; многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895‒1911 гг., Третьяковская галерея, Русской музей и другие собрания). В 1890-х ‒ начале 1900-х гг. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов ‒ скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности («Октябрь. Домотканово», 1895 г., Третьяковская галерея; «Баба в телеге», 1899 г., Русский музей). В дальнейшем в картинах на крестьянские сюжеты нарастало активно-романтическое начало, выявленное в декоративном решении («Стригуны на водопое», пастель, 1904 г., Третьяковская галерея). В поздний период (начало 1900-х гг.) Серов связан с «Миром искусства» (членом объединения Серов стал с момента его возникновения). На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова: в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля «модерн», неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. В середине 1900-х гг. Серов создаёт несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости [портреты М. Горького (1904 г., Музей А. М. Горького, Москва); М. Н. Ермоловой (1905 г.), Ф. И. Шаляпина (уголь, 1905 г.) ‒ оба в Третьяковской галерее]. В портретах М. А. Морозова (1902 г.), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907 г.), В. О. Гиршмана (1911 г.; все в Третьяковской галерее), И. Рубинштейн (1910 г.) и О. К. Орловой (1911 г.; оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально-обусловленных черт в человеке. Демократические убеждения Серова ярко проявились в годы Революции 1905‒1907 гг.: он создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих карателей; будучи действительным членом петербургской Академии художеств (с 1903 г.), в 1905 г. ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников «Мира искусства», отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки («Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900 г., Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи («Петр I», темпера, 1907 г., Третьяковская галерея). В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, Серов даёт собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897‒1909 гг.). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Литература: Грабарь И. Э., В. А. Серов, М., 1965 (лит. и произв.); В. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, [т.] 1-2, [Л., 1971]; [Сарабьянов Д. В.], В. А. Серов, М., 1974. Д. В. Сарабьянов Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 23, 1976, с. 308-309. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|