|
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин[24.10(05.11).1878 г., Хвалынск, ныне Саратовской области – 15.02.1939 г., Ленинград], русский и советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930 г.). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905 гг.) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901 г.) и в частных академиях Парижа (1905-1908 гг.). Посетил Италию (1905 г.) и Северную Африку (1907 г.). Член объединений "Мир искусства" (с 1911 г.) и "Четыре искусства" (с 1924 г.). Испытав в 1900-е гг. сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и "модерна" (Ф. фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др.), а также В. Э. Борисова-Мусатова, Петров-Водкин стал одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи. С начала 1910-х гг. элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ ("Берег", 1908 г., "Сон", 1910 г.) сменяются в творчестве Петрова-Водкина эмоциональной напряжённостью и пластической ясностью образов, остроритмизованной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов ("Играющие мальчики", 1911 г.; все три – в Русском музее, Санкт-Петербург). Картина "Купание красного коня" (1912 г., Третьяковская галерея, Москва), воспринятая в духовной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменует окончательный переход художника от туманных аллегорий к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного соединения плоскостного и объёмного начал к единому монументально-декоративному целому. Ощутимый в этом произведении Петрова-Водкина интерес к итальянской живописи раннего Возрождения и русской иконописи во многом определяет гармоническую просветлённость и отточенную пластику его работ 1910-х гг.; одновременно намечается отход Петрова-Водкина от классической перспективы в пользу так называемой сферической, достигаемой использованием нескольких точек зрения, наклоном вертикальных композиционных осей, разворотом плоскостей к зрителю и позволяющей совместить разновременные эпизоды, подчеркнуть момент движения, охватить обширное пространство ("Полдень", 1917 г., "Утренний натюрморт", 1918 г., оба произведения – в Русском музее). В 1920-е гг. Петров-Водкин продолжает разрабатывать проблемы перспективы и композиции (добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористические задачи (объединяя все формы и планы с помощью трёх основных цветов – красного, жёлтого и синего). В советское время Петров-Водкин стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны во взаимосвязи с "космическим", "планетарным" осмыслением реальности, к чувственно-конкретной передаче трагических и героических жизненных коллизий, открытию в малом всего многообразия природных связей. Он создаёт пронизанные суровым пафосом революционной борьбы, идеей жертвенности во имя будущего тематические композиции ("1918 год в Петрограде", 1920 г., Третьяковская галерея; "После боя", 1923 г., Центальный музей Вооруженных Сил, Москва; "Смерть комиссара", 1928 г.,), пишет аналитически-строгие портреты (портрет А. А. Ахматовой, 1922 г.), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции ("Девушка в сарафане", 1928 г.), обостренно передающие конструктивность предметного мира натюрморты ("Черёмуха в стакане", 1932 г.; все три произведения – в Русском музее). В 1920-1930-е гг. Петров-Водкин много работает как график и театральный художник. Среди его литературных произведений (рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи) выделяется автобиографическая "Моя повесть" (1-я часть, "Хлыновск", 1930 г.; 2-я часть, "Пространство Эвклида", 1932 г.; вместе с очерками "Самаркандия" переиздана, Л., 1970). С первых лет советской власти Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования [в 1918-1933 гг. преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских – институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде)]. Литература: Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. [М., 1966]; К. С. Петров-Водкин. 1878-1939. Каталог выставки. М.; Л., 1966; К. С. Петров-Водкин. [Альбом. Вступ. ст. Л. Мочалова]. Л., [1971]. Т. И. Алабина Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 19, 1975, с. 486. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|