|
Григорий Фёдорович Гринько[18(30).11.1890, с. Штеповка, ныне Лебединского p-на Сумской обл., - 15.03.1938, Москва], государственный и партийный деятель. В 1909-1913 учился в Московском, Харьковском университетах (исключен из них за участие в революционном движении). В 1917 учитель гимназии в Харькове. Член Коллегии Наркомпроса УССР (с июля 1919), нарком просвещения УССР (февраль 1920 - ноябрь 1922). В 1922-1937 занимал государственные посты в правительствах УССР и СССР. Необоснованно репрессирован, посмертно реабилитирован. Гринько - организатор и теоретик системы народного образования в УССР в 20-30-х гг. В выдвинутой им совместно с Я. П. Ряппо схеме народного образования, отличной от принятой в РСФСР, для детей до 15 лет создавалась единая система социального воспитания, причем все ее организационные формы (детские сады и дома, 7-летние школы и т. д.) строились по трудовому принципу. Предусматривалось непрерывное развитие различных типов детских учреждений - от учреждений с ограниченной сферой воздействия на детей до охватывающих жизнь ребенка полностью (детские площадки - школа клуб неполного дня - дневной детский дом - школа полного дня - детский дом - детский городок как федерация детских домов). В итоге достигалась полная изоляция ребенка от воспитательного влияния семьи и организация постоянного воздействия на него "государственного социального воспитания". Однако эта идея, ошибочно обосновывавшаяся кризисом семьи и школы, не могла получить экономического подкрепления. После 15 лет начиналась специальная подготовка в той или иной области производства или организационной группе (индустриальной, сельскохозяйственной, промышленно-экономической и т. д.). Сторонник монотехнического образования, Гринько выступал против школы второй ступени, за развитие на базе семилетки профшколы, за примат профессионального образования над общим. Предполагалось создание двух типов высшей школы: вузов, готовивших инженеров организаторов, и техникумов для будущих инженеров практиков и мастеров. Схема Гринько вступала в противоречие с пунктами Программы ВКП(б) (1919) о развитии профессионального образования после 17 лет, что вызвало ее критику В. И. Лениным, Н. К. Крупской, А. В. Луначарским и др. После 1-го партийного совещания по вопросам народного образования (декабрь 1920 - январь 1921), признавшего возможным, в качестве временной меры, привлечение молодежи к профессиональному образованию с 15 лет, схема была закреплена Кодексом законов о народном образовании УССР (2 ноября 1922). Проводя самостоятельную линию, Гринько вместе с тем отстаивал необходимость выработки единой политики в области просвещения, возможность существования различных практических путей. Предлагал осуществлять взаимосвязь общего и профессионального образования в профшколах как "развертывание творческих сил... в процессе подготовки к определенной квалификации, профессии - общее образование на стержне монотехнизма". Не отрицая политехнического образования, считал, что путь к нему лежит через профессионально-техническое образование. Был сторонником обучения на родном языке, предоставляя право решения этого вопроса местным советам. Построенная на основе схемы Гринько система народного образования на Украине представляла собой важный социально педагогический эксперимент осуществления единства общего и профессионального образования и социального воспитания. Сочинения: Очередные задачи сов строительства в области просвещения, X., 1920; Социалистич. просвещение юношества [Тезисы по вопросу о ремесл. ученичестве, принятые Всерос. съездом профобразования], "Вестник проф.-тех. образования", [Пермь], 1921, № 1 (март); Очерки сов. просветительской политики, X., 1923; Культурное строительство в СССР, 1917-1927. Док-ты и мат-лы, M, 1989. Литература: Руднев П. В., Из истории борьбы за ленинский принцип политех. образования (февр. 1921.-.февр. 1922), в кн. В. И. Ленин и проблемы нар образования, M., 1961, с 244-269; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР, 1917-1941, M., 1980; Осовский E. Г., Развитие теории проф.-тех. образования в СССР (1917-1940), M., 1980, гл. 2. E. Г. Осовский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 233. |