|
Анатолий Васильевич Луначарский[11(23).11.1875, Полтава, - 26.12.1933, Ментона, Франция, похоронен в Москве], советский государственный деятель, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). По окончании Киевской гимназии 1895-1898 жил за границей, изучал философию и естествознание в Цюрихском университете в кругу философа Р. Авенариуса; одновременно сблизился с русскими марксистами из группы "Освобождение труда". После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. С 1906 жил в эмиграции, работал в редакциях газет "Вперёд", "Пролетарий". В 1908-1910 участник группы "Вперёд". В 1915-1916, находясь в Швейцарии, занимался проблемами педагогики и школьного строительства, изучал работы Песталоцци, Фребеля, знакомился с опытом организации новейших школ и рабочих клубов. По возвращении в Россию в июле 1917 избран в состав Петроградской думы, ведал вопросами народного образования. При участии Луначарского началось обсуждение и подготовка школьной реформы. После Октябрьской революции нарком просвещения РСФСР (1917-1929). С 1929 председатель Учёного комитета при ЦИК СССР. В 1933 назначен полпредом в Испанию. Вместе с Н. К. Крупской, M. H. Покровским и другими разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы. Идейной основой строительства социалистической системы образования явилась у Луначарского "философия трудовой школы" - концепция, охватывающая весь комплекс проблем созидания новой культуры. Однако утопичная по своей сути идея формирования в недалёком будущем "нового человека", лежавшая в основе образовательных проектов Крупской, Покровского и Луначарского, сделала практически невозможной их реализацию в неизменном виде. Школа, по Луначарскому, - инструмент, с помощью которого общество по собственному образу и подобию производит "согражданина". Полагая, что дореволюционная школа в России полностью себя изжила, выдвигал в качестве первоочередных задач проведение "внешних" (буржуазных) реформ. Важнейшими достижениями буржуазного образования Луначарского считал научность и реалистичность, выступал за использование и развитие прогрессивного опыта (в первую очередь американского и швейцарского) в условиях революционной России. Был одним из авторов первых директив советской власти по организации народного образования, провозгласивших курс на ликвидацию неграмотности и создание единой светской школы, общедоступной без каких-либо ограничений по имущественному положению, полу, национальности, управляемой на демократических принципах. Одним из главных направлений деятельности Луначарского на посту наркома стала политехнизация образования - реформа, затронувшая глубинные основы школьной структуры. Политехническая трудовая школа, по Луначарскому, должна опережать современность и ещё в условиях диктатуры пролетариата стать прообразом формирующихся социалистических отношений. В перспективе, считал он, необходимо, чтобы "поток просвещения был очищен от классового духа, чтобы только чистые воды науки, искусства, правды вливались в детские души, чтобы просвещение первый раз стало не классовым, а человеческим и потому именно коммунистическим" ("О воспитании и образовании", с. 134). Политехнизация понималась Луначарским как триединая программа. Предусматривалось изучение истории культуры как поступательного освоения природы человеком, что обусловило пересмотр содержания знаний, введение комплексных программ, ориентированных на тесную связь с жизнью, реальным трудом. На смену «школы учебника и зубрёжки» должно было прийти обучение через труд, активное творчество, поэтому в учебную практику внедрялись активные методы и приёмы преподавания (экскурсии, лабораторные занятия, моделирование и т. п.). Обучение предполагало приобщение детей и подростков к общественно-полезному труду (формирование навыков в игре, знакомство с его видами в школьных мастерских, на фабриках и т. п.). Сельская школа должна была превратиться в аграрно-просветительский орган для детей и взрослых. Цель политехнической школы - воспитание широко образованных людей, мастерски владеющих своей специальностью, - противостояла узости и односторонности классического и специального технического образования. В условиях Гражданской войны, политики военного коммунизма, реконструкции народного хозяйства осуществление намеченной образовательной программы требовало её поэтапной реализации, приспособления школьной системы к первоочередным потребностям государства путём создания временных и переходных типов школ. Существенным фактором культурного движения Луначарский считал выработку научно обоснованной и сугубо практической - "социологии школы", намечавшей наиболее приемлемые в данный период типы школ и общую линию дальнейшего развития системы образования. При введении начального и среднего профессионального образования в 1919, интенсивном развитии школ крестьянской молодёжи и ФЗУ после 1921 Луначарский настаивал на сохранении некоторой обязательной базовой общеобразовательной подготовки, а в дальнейшем предусматривал её постоянное расширение и углубление. Луначарский отстаивал возможность различных вариантов школ, профилей ("факультетов") в старших классах, учебных программ, позволяющих проводить дифференциацию и индивидуализацию обучения. С развёртыванием нэпа Луначарский связывал организацию опытно-показательных учебных заведений, осваивавших различные пути и формы строительства новой школы. Результаты проведенных экспериментов использовались в практике массовых школ I и II ступени. Основываясь на классовом понимании школы, Луначарский рассматривал систему народного образования как неотъемлемую часть социалистической демократии. Стремился сделать школу демократическим учреждением, управляемым учителями, родителями и учениками старших классов. Нормой школьной жизни считал предоставление свободы детям в организации спортивных, научных, театральных и музыкальных обществ. Опасаясь бюрократизма, Луначарский рассчитывал придать всему народному образованию правильный конституционный статус, предполагавший повышение заинтересованности населения в школьном деле, выборность учителей, создание обществ, комитетов по народному образованию при местных Советах. Выступал за расширение контроля населения над органами просвещения, проведение опросов общественности и публикацию их результатов, за формирование активно работающих объединений "друзей школы". Для Луначарского было очевидно, что успешное социально-политическое и экономическое становление общества обеспечивается лишь интенсивным развитием образования. Невежество граничит со "стадностью", а "стадный человек" не способен критически анализировать жизненные явления и потому легко поддаётся бонапартизму и "вождизму". По мысли Луначарского, повторяющей логику рассуждений К. Маркса в "Капитале", "коммунизм совершенно бессмысленен, если не служит культуре", а культура, образование, наука являются не только средствами формирования социалистического уклада, но одновременно и высшей его целью. Образование рассматривал как процесс формирования "человеческого образа" личности, представляющий собой единство обучения и воспитания; духовность для него - основа социального бытия. Задача школы - приучать человека работать, мыслить, сознавая себя активным продолжателем общего дела, заложить правильные методы подхода к явлениям действительности. Внешкольным. воспитанием, по Луначарскому, является весь жизненный опыт человека. При этом старшему поколению, сформировавшемуся в предреволюционную эпоху, необходимы огромные нравственные усилия, "жёсткая чистка самого себя", а иногда и самоотвержение для того, чтобы соответствовать требованиям воспитательной работы с детьми. Выступал за дифференцированную систему образования взрослых, охватывавшую различные кружки самообразования, клубы по интересам, воскресные, вечерние, дополнит, школы и т. п. Теория социального воспитания у Луначарского строилась как сочетание двух направлений: гражданского ("хорового") и свободного ("индивидуального"). Культурное богатство нового общества, по мысли Луначарского, составляет разнообразие "ярко выраженных индивидуальностей". Школа, всемерно способствуя развитию талантов каждой личности, должна также научить ребёнка с раннего возраста уважать своеобразие другого человека, жить в дружном согласии с окружающими, чувствовать и мыслить социально. Большое значение Луначарский придавал формированию научного мировоззрения с помощью атеистической пропаганды, преподавания современного естествознания и общественных наук. Для развития гармоничной личности считал необходимым разностороннее эстетическое воспитание. Особое место в предложенной Луначарского системе эстетического развития принадлежало литературе и музыке. Ни один из видов художественного творчества, по его убеждению, не является столь "тождественным с жизнью", как музыка. В человеке потенциально заложена ритмичность всех его проявлений: поведения, речи, жеста и т. п. Музыкальное образование призвано усилить и вернуть людям эти утраченные свойства. Музыка и литература воспитывают прежде всего творческие способности, благодаря которым личность получает возможность свободно реализовать своё внутреннее содержание. Выступал в поддержку развития разнообразных форм детской художественной самодеятельности: выставок, детских клубов, театров, музыкальных праздников и т. д. В качестве непременного условия реализации образовательной программы Луначарский выдвигал продуманную воспитательную политику государства, которое, по его мнению, может быть "культурным", только если оно является "глубоко педагогическим". Решающую роль в осуществлении этой политики отводил школьному учителю. Как противник пролеткультовского нигилизма, Луначарский настаивал на бережном отношении к кадрам, полагая, что способные к творческой работе педагоги дореволюционной школы найдут своё место в школьном деле, несмотря на идейные разногласия. Решение насущной проблемы подготовки новых квалифицированных специалистов Луначарский видел, в первую очередь, в обеспечении социального уважения к учителю. Долгом каждого учителя считал непрерывное педагогическое самообразование, развитие способности заинтересовать и увлечь ученика своим предметом. Педагога рассматривал при этом не как непосредственного воспитателя, а как руководителя коллектива, воздействующего на отдельные личности через развиваемые в коллективе единство, дисциплину и "чувство чести". Всю работу Наркомпроса Луначарский стремился строить на последовательных демократических принципах, предоставляя возможность для отстаивания различных точек зрения, острых дискуссий о путях развития школы. Однако демократическая программа политехнической школы, значительно опережавшая реальные возможности формирующейся системы народного образования, идейно-нравственные убеждения Луначарского вступили в противоречие с утвердившимися в конце 20-х гг. авторитарно-бюрократическим режимом и "сталинской моралью". Перестала пользоваться поддержкой общественности образовательная политика Наркомпроса, не обеспечивавшая необходимый уровень грамотности и подготовку к обучению в вузах, что в условиях острой потребности в отечественных специалистах явилось предпосылкой для её пересмотра. Выступления Крупской и Луначарского против концепции "отмирания школы", против исключения детей "лишенцев" из учебных заведений и по многим другим вопросам обусловили снижение их политической роли. В результате Луначарский вместе с рядом руководящих работников Наркомпроса был вынужден подать в отставку. Сочинения: Собр. соч., т. 1-8, М., 1963-67; О народном образовании, М., 1958; Ленин и нар. образование, М. 1960; О воспитании и образовании, М., 1976. Литература: Памяти А. В. Луначарского. [Сб. статей], под ред. А. Халатова, М., 1935; Крупская Н. К., Выступление на траурном заседании в Комакадемии (А. В. Луначарский), Пед. соч., т. 2, М., 1958; Покровский M. H., Десять лет Наркомпроса, в его кн.: Избр. произв., кн. 4, М., 1967; А. В. Луначарский. Указатель трудов, писем и лит-ры о жизни и деятельности, т. 1 - 2, М., 1975. Д. А. Ермаков Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 530-531. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|