|
Михаил Николаевич Покровский[17(29).08.1868 г., Москва, - 10.04.1932 г., там же], государственный и общественный деятель, историк, академик АН СССР (1929 г.). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1891 г.), преподавал в средних учебных заведениях и на женских педагогических курсах в Москве. В 1918-1932 гг. 1-й заместитель наркома просвещения РСФСР, председатель Государственного учёного совета (с 1919 г.). Одновременно председатель Президиума Коммунистической академии, ректор Института красной профессуры, редактор исторических журналов, член Главной редакции Большой советской энциклопедии. Участник разработки основополагающих документов советской власти по образованию. Выступал за приоритет общего среднего образования, против сужения базовых знаний, ранней профессионализации и превышения роли ремесленной подготовки и трудовых начал в построении учебной деятельности учащихся школ II ступени. Обосновал необходимость соединения общего образования с профессиональной подготовкой на принципах политехнизма. Отстаивал преемственность отечественных дореволюционных учебных заведений и Единой трудовой школы РСФСР. Предлагал переход к 11-летней средней школе. Абсолютизируя принципы партийности и классовости в образовании, основной целью средней и высшей школы считал формирование диалектико-материалистического "миросозерцания воинствующего коммунизма и марксизма". По его мнению, всё содержание общего образования учащихся школ II ступени должно строиться на доминантах - обществоведении и естествознании (которое рассматривал как средство создания у учащихся с 11-12 лет диалектико-материалистических истин, представлений). Поддерживал в основном комплексную систему обучения, но подчёркивал обязательное мировоззренческое идейное содержание каждого комплекса. Выступал за пролетаризацию высшей школы, изменение социального состава студентов за счёт привлечения выходцев из рабочих семей. Один из инициаторов создания рабочих факультетов, фабричных и заводских учебно-консультационных пунктов, которые рассматривал как реальные каналы получения высшего образования без отрыва от производства для тысяч молодых рабочих. Вместе с тем такая политика крайне осложнила поступление в вузы большинству выпускников школы II ступени и совсем лишила этой возможности молодых людей из семей интеллигенции, особенно из так называемых эксплуататорских слоев, что означало дискриминацию по социальному признаку. Выступал за ликвидацию автономии высших учебных заведений, жесткую идеологизацию учебного процесса, введение марксистских дисциплин на всех факультетах и создание факультетов общественных наук вместо упраздненных исторических факультетов. Отстаивал преемственность средней и высшей школы, организацию изучения производственных процессов и трудовой деятельности студентов, особенно на заводах и в сельхозартелях; выделял активные методы обучения (семинары, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа над лекциями, которые должны были носить только эвристический характер). С марксистских позиций обосновывал концепцию развития России, уделив особое внимание социально-экономическим вопросам, а также классовой борьбе. Исследованиям Покровского присущи экономический детерминизм (гипертрофированная роль торгового капитала), тенденции к коммунистической идеологизации и модернизации исторического процесса. Автор "Русской истории в самом сжатом очерке" (ч. 1-3, 1920-1923 гг.), ставшей популярным учебным пособием, которое неоднократно переиздавалось. IIокровский и его единомышленники стремились к распространению своих подходов в изучении исторического процесса как единственно верных. В конце 30-х гг. научная школа IIокровского подверглась по отдельным положениям справедливой, но в целом крайне тенденциозной, критике (сборник "Против исторической концепции Покровского", 1939 г., и "Против антимарксистской концепции Покровского", 1940 г.). Разработал программу преподавания истории и обществоведения в школе (1920 г. и 1927 г.), в которой ведущее место наряду с социально-экономическими вопросами занимали проблемы классовой борьбы, внешней политики; отрицалось значение античной истории и начало изучения истории относилось к позднему средневековью; трансформировались исторические понятия (например, вводился термин "древнейший империализм") или же они трактовались необъективно ("захват России международным капиталом"). Превалировали вопросы современности над историей. В результате история исключалась как самостоятельная дисциплина и заменялась курсом обществоведения, в котором исторические факты использовались как иллюстрации к современным событиям (а в созданных под его руководством рабочих книгах - как подсобный материал). В университетах юридические, историко-филологические факультеты также заменялись факультетами общественных наук. Однако к 1927 г. IIокровский осознал ошибочность замены истории обществоведением (что привело к догматизации марксистских знаний и отсутствию у учащихся элементарных исторических знаний) и выступил за возвращение курса истории, построенного по его концепции, в учебный план школ II ступени. В методике изучения истории в школе предлагал как основные несколько принципов: диалектико-материалистический (идея революционного развития общества), конкретность (изучение реальных сведений, ярких исторических фактов в образной форме, затем их обобщение и выводы); использование наглядных средств (кино, художественная литература, моделирование и др.); активность учащихся (лабораторный метод), связь с современностью (сопоставительный анализ явлений прошлого и настоящего); применение знаний и разнообразной общественно-политической, преимущественно агитационно-пропагандистской, деятельности. Сочинения: Марксизм в программах трудовой школы I и II ступени, M., 1925; Историзм и современность в программах школ II ступени, M., 1927. Литература: Пистрак M., M. H. Покровский как работник народного просвещения и педагогики, Ростов н/Д., 1932; Ганелин III. И., M. H. Покровский - видный деятель советского просвещения и педагогики, Советская педагогика, 1963, № 9; Когонашвили К. К., Роль M. H. Покровского в перестройке школьного исторического образования, "Ученые записки МОПИ", 1967, т. 198, в. З; Равкин З. И, Выдающийся теоретик и руководитель новой школы M. H. Покровский, в сб. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем, M., 1990; Чернобаев А. А., "Профессор с пикой", или Три жизни историка M. H. Покровского, M., 1992. M. В. Богуславский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 162-163. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|