|
Геннадий Евгеньевич Жураковский[23.08(04.09).1894 г., Москва, - 10.03.1955 г., там же], историк педагогики, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1945 г.), доктор педагогических наук, профессор (1940 г.). Окончил Киевский университет (1919 г.). В 1918-1920 гг. руководил отделом детских домов Губернского совета социального воспитания (Киев), в 1919-1923 гг. заведующий детским домом, преподавал в средней школе, в 1924-1934 вёл научно-педагогическую деятельность в вузах Киева. С 1934 г. в Москве, сотрудничал в Центральном доме художественного воспитания детей, Центральном научно-исследовательском институте педагогики при Высшем коммунистическом институте просвещения (1935-1937 гг.), преподавал в Московском областном педагогическом институте (1937-1941 гг.; 1948-1954 гг.) и Московском государственном педагогическом институте им. Потёмкина (1941-1948 гг.), заведующий отделом зарубежной педагогики НИИ теории и истории педагогики (1945-1948 гг.). Во 2-й половине 20-х гг. работал над созданием 3-томного труда по всеобщей истории педагогики (от первобытного общества до современности) на основе классового подхода и анализа социально-экономического развития общества. Опубликовал только 1-ю часть - "Очерки по истории педагогики в связи с историей классовой борьбы" (Древняя Греция, Рим и эпоха эллинизма, 1926 г.). Выпустил (1940 г.) фундаментальное систематическое исследование "Очерки по истории античной педагогики" (1963 г.), где использовал многочисленные источники. Проблемам истории отечественной школы и педагогики посвятил работы о малоизученных вопросах крестьянского образования в России и материалах Уложенной комиссии (2-й половина 18 века), очерки по истории общественно-педагогического движения в России 60-х гг. 19 века. (просветительская деятельность полтавской интеллигенции и возникновение в Киеве первых воскресных школ). Для творчества Жураковского характерно отражение труда рядовых педагогов. Большое значение он придавал гуманистическим идеям Н. И. Пирогова, рассмотрев их на фоне мирового историко-педагогического процесса. Показал теснейшую связь развития школы и педагогики России и Западной Европы. Предложил метод и критерии прогресса в истории педагогики, а также способ синхронности изучения материалов по истории зарубежной и отечественной педагогики. Акцентируя самостоятельный характер истории педагогики по отношению к истории других наук, подчёркивал важность системного подхода. Разработал методику преподавания истории педагогики, в которой лекционные занятия концентрировали внимание на узловых темах и сочетались с самостоятельным изучением студентами части материала. Подготовил пособие "Настольный атлас по теории и истории педагогики" (не опубликован), учитывающее связь истории педагогики с историей культуры, литературы и искусства и позволяющие проводить сравнительно-сопоставительный анализ педагогических явлений (свыше 600 таблиц иллюстративного и литературного материала), и труды: "История педагогических идей в связи с историей начальной и средней школы", "Просветительская деятельность Парижской Коммуны", "Теория и практика художественного воспитания", материал по истории педагогики средневековья и Возрождения и др. Всесторонне изучая воспитательную систему А. С. Макаренко, в том числе уникальные архивные материалы и воспоминания, прокомментировал его принципиальные положения о связи между целями воспитания и другими педагогическими понятиями; педагогическом таланте, мастерстве и технике; роли эмоционального начала; соотношении индивидуального и параллельного действия; значении игры и эстетического воспитания; теорию детского коллектива и др. Все эти проблемы рассматривал на примере конкретных ситуаций и дел воспитанников Макаренко. Исследование Жураковского, несмотря на незавершённый характер, содержит целостное представление о творчестве Макаренко. Сочинения: Некоторые вопросы преподавания истории педагогики, Советская педагогика, 1943, № 11 - 12; Проблема гуманизма и общего образования в педагогической системе Н. И. Пирогова, Известия академии педагогических наук РСФСР, 1946, в. 5; О развитии истории педагогики как науки и уч. предмета, Советская педагогика, 1948, № 5; Педагогические идеи А. С. Макаренко, М., 1963; Из истории просвещения в дореволюционной России. [Сб. ст.], М., 1978. Литература: Бершадская Д. С., Г. Е. Жураковский, Советская педагогика, 1975, № 2. М. В. Богуславский Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 310. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|