|
Рихард Штраус (Strauß)(11.06.1864 г., Мюнхен, – 08.09.1949 г., Гармиш-Партенкирхен), немецкий композитор и дирижёр. Родился в семье валторниста. В детстве обучался игре на фортепьяно и скрипке. Музыкально-теоретические предметы и инструментовку изучал у Ф. В. Мейера. Получил мировое признание как дирижёр, в первую очередь собственных произведений, регулярно гастролировал в различных странах (в 1896 г. впервые в России). В 1898 – 1918 гг. главный дирижёр Берлинской оперы, в 1919 – 1924 гг. – Венской оперы. После фашистского переворота Штраус был назначен президентом так называемой Имперской музыкальной палаты, однако в 1935 г. был снят с этого поста. Наиболее значительное произведение Штрауса – программные симфонии, симфонические поэмы и оперы. Симфонические поэмы продолжают традиции программного симфонизма Г. Берлиоза и Ф. Листа, а также оркестрового письма Р. Вагнера. Их сюжеты и темы нередко заимствованы из классической литературы ("Макбет", 1886 г.; "Дон Жуан", 1888 г.; "Весёлые проказы Тиля Уленшпигеля", 1895 г.; "Дон Кихот", 1897 г.), старинных легенд. В ряде произведений сказалось влияние философии Ф. Ницше (поэмы "Смерть и просветление", 1889 г.; "Так говорил Заратустра", 1896 г.). Первые сценические опыты Штрауса (оперы "Гунтрам", 1894 г.; "Без огня", 1901 г.; здесь и далее – даты постановок) написаны под воздействием Вагнера. Впоследствии композитор выработал свой стиль, испытав влияние экспрессионизма и неоклассицизма. В операх Штраус использовал традиции мифологической оперы-сериа ("Саломея", 1905 г.; "Электра", 1908 г.; "Ариадна на Наксосе", 1912 г.), принципы старинной комической оперы ("Кавалер роз", 1911 г.), сюжеты из древней истории и мифологии ("Елена Египетская", 1928 г.; "Любовь Данаи", 1952 г.) и др. Лучшим страницам партитур Штрауса присущи глубокий психологизм, обострённая выразительность, драматургическая напряжённость, тонкая передача разнообразных душевных состояний – от глубокого трагизма и философской сосредоточенности до жизнерадостного юмора. Произведения Штрауса отмечены изяществом, мелодической красотой, смелостью и богатством гармонии, сочной, красочной оркестровкой. Вместе с тем в них встречаются элементы натурализма ("Домашняя симфония", 1903 г.), преувеличенной экспрессивности, иллюстративности. В поздний период творчества Штраус отказался от большого оркестрового аппарата, стремясь к прозрачной инструментовке, тонкости и простоте музыкального языка, лаконичности выразительных средств (опера "Каприччо", 1941 г.; "Метаморфозы" для ансамбля струнных инструментов, 1946 г.; Три песни для голоса с оркестром, 1948 г.). Творчество Штрауса оказало значительное влияние на европейское музыкальное искусство 20 в., способствовало развитию программной музыки и оперы, обогащению выразительных возможностей оркестра. Лучшие произведения Штрауса отмечены гуманистической направленностью, жизнелюбием, утверждением идеалов красоты. Почётный доктор Гейдельбергского и Мюнхенского университетов (1902 г.), член Академии искусств в Берлине (1909 г.). Литература: Соллертинский И. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. [Л.], 1934; Роллан Р. Рихард Штраус, пер. с франц., Собр. соч., т. 16. Л., 1935; Краузе Э. Рихард Штраус. Образ и творчество, [пер. с нем.]. М., 1961; Орджоникидзе Г. Р. Штраус, в кн.: Музыка XX века, часть 1, 1890-1917, кн. 2, М., 1977; Trenner F. Richard Strauss. Dokumente seines Lebens und Schaffens. Münch., 1954. М. М. Яковлев Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 29, 1978, с. 501. Послушать произведения композитора В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|