Беррес Фредерик Скиннер

Беррес Фредерик Скиннер (Skinner)

(20.03.1904 – 18.08.1990 гг.) – американский психолог, создатель концепции «оперантного бихевиоризма», основоположник теории программированного обучения. Имел более 25 почетных докторских степеней (Чикагского университета, 1967 г.; Экстерского – 1969 г.; Индианского – 1970 г.; Джона Хопкинса – 1979 г.; Гарвардского – 1985 г. и др.). Внесен в список «Отличившихся за вклад в психологию» (АРА, 1990 г.)

Образование получил в Нью-Йорке в Колледже Гамильтона, где он специализировался по английской литературе (бакалавр, 1926 г.) и Гарвардском университете (магистр, 1930 г.; доктор, 1931 г.). Еще учась в колледже, Скиннер писал стихи и прозу, ему прочили писательскую карьеру, однако писательство не принесло удовлетворения, к которому он стремился, и он обратился к науке – «искусству XX века». Познакомившись, благодаря Б. Расселу, с бихевиористским учением, был поражен сравнением рефлекса с понятием силы в физике, а также значением бихевиоризма для гносеологии. В конце 1927 г. Скиннер поступил в аспирантуру Гарвардского университета, чтобы заняться психологией. Учился на курсе У. Хантера, который занимался изучением интеллекта животных с помощью экспериментов по решению задач. На физиологических курсах изучал рефлексы и тропизмы скорее как формы поведения, чем как лежащие в их основании процессы. Исследуя в лаборатории поведение крыс, руководствовался правилом И. П. Павлова: «управляйте окружающей средой, и вы увидите закономерности поведения».

Для выявления закономерностей поведения целостного организма Скиннер сконструировал ряд приспособлений, записывающих поведение и позы крыс при поглощении пищи («ящик Скиннера»). Наблюдения показали, что закономерности скорее проявляются в частоте повторов, нежели в индивидуальных отношениях «стимул – реакция». Скиннер обнаружил, что звук подаваемой пищи действует как мощное подкрепление условного рефлекса. Крысы сначала обучались бежать к кормушке на звук, а потом нажимать на рычаг, который открывал кормушку (иногда с первой попытки). Мгновенное обучение походило на озарение, но Скиннер не поддался искушению объяснить это «целенаправленным поведением крыс». Он вывел закономерность и связал ее с открытием: периодическое подкрепление стабилизирует нажатие рычага. Созданная им методика исследования поведения крыс (наполовину взятая из его докторской работы, а наполовину основанная на истории изучения рефлексов) стала прологом к его науке о поведении.

Методологически Скиннер опирался на работы Перси Бриджмена («The logic of modern physics»), операционализм которого научил его сосредоточиваться на экспериментальных фактах, а не на соответствующих теориях, и Эрнста Маха («Science of mechanics»). В результате Скиннер пришел к выводу, что суть рефлексологии заключается не в изучении рефлекторной дуги, а в использовании регулярности, существующей между стимулом и реакцией. В учении Э. Маха Скиннера привлекали идеи, касающиеся движущих сил развития науки. Мах выводил постепенное развитие физики из развития обычного взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие силы присутствует в каждодневной деятельности, а физика изучает ее, выделяя и регулируя. Аналогично этому подходу Скиннер заключил, что изучение рефлекса должно представлять из себя исследование процесса, присутствующего в ежедневном поведении. Ранее это всегда был процесс, который изучал рефлекс изолированно от других видов деятельности организма. Скиннер же искал (и в 1930-х годах обнаружил) этот иной вид рефлекса – контролируемую закономерность, включающую в себя весь организм. Сначала он вел исследования независимо, мало обращая внимания на теории научения. Но после защиты докторской диссертации вступил в длительные дискуссии, отвечая на критику Э. Ч. Толмена и К. Л. Халла и других теоретиков.

С 1936 г. Скиннер начинает работать преподавателем в университете штата Миннесота (1937 – 1939 гг. – старший преподаватель; 1939 – 1945 гг. – доцент). С 1945 г. по 1948 г. – профессор психологии Индианского университета. С 1948 г. по 1957 г. – профессор Гарвардского университета. Дискуссии с теоретиками привели к тому, что Скиннер начал увязывать собственные идеи с их представлениями. При этом он тоже критиковал необихевиоризм за введение «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В 1938 г. Скиннер публикует книгу «The behavior of organisms», в которой описывает поведение системы «организм – окружающая среда», показывая логику отличия поведения системы от причинных связей между логически независимыми событиями (стимулом и реакцией). Логика поведения этой системы, по Скиннеру, определяется регулярностью, основанной на частоте реакций, а не природой этих реакций. Более того, выяснилось, что управляет реакцией не столько раздражитель (причина), сколько последующая реакция, т.е. подкрепление.

Для объяснения этого факта Скиннер усовершенствовал и расширил традиционный язык бихевиоризма, разработав четкие дефиниции своей науки о поведении. В качестве ключевого ввел понятие «оперантного обусловливания», обозначающего, что в его рамках образование условного рефлекса происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула, как в «классическом» обусловливании И. П. Павлова. Скиннер выделил несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Обусловленность реакции «случайным подкреплением» так же вызвала критику и споры, в связи с чем Скиннер обратился к более глубокому исследованию и анализу речевого развития и использования слов. С одной стороны, это привело к введению разграничений для объяснения культурных и языковых эффектов между законосообразным и случайным поведением, а с другой – привело к написанию книг: «An operational analysis of psychological terms» (1945 г.) и «Verbal behavior» (1957 г.), а также публикации в соавторстве с К. Б. Фестером энциклопедического издания «Schedules of reinforcement» (1957 г.).

Последующие годы были поворотными в жизни Скиннера. Он выступил инициатором программированного обучения, изобретая обучающие машины и сочиняя программы («Teaching machines» // (Eds.) Lumsdaine A. A., Glaser R.; «Teaching machines and programmed learning». NEA, 1960). Способствовал развитию бихевиористской (поведенческой) психотерапии, основанной на научении методом проб и ошибок, опираясь на убеждение в том, что главным открытием 3. Фрейда являлись не комплексы вины и агрессии, а сохранение моделей поведения, усвоенных в детстве. К периоду 1960 –1970-х годов относится отход экспериментальной психологии от идеи «стимул – реакция» (например, теории К. Халла) и все большее ее углубление в когнитивную психологию и теоретический язык, основанный на компьютерном моделировании. Яростные нападки Ноама Хомского на «Вербальное поведение» Скиннера еще более активизировали этот процесс, поскольку это была скорее атака на теорию «стимул – реакция», чем на функциональный анализ Скиннера.

Его взгляды в это время получали все большее распространение, в частности, благодаря организации «Journal for the experimental analysis of behavior and behaviorism». Радикальный бихевиоризм Скиннера не совпадал с главным руслом экспериментальной психологии, но определился как отчетливая дисциплина. Как Ч. Р. Дарвин и 3. Фрейд, Скиннер снискал себе как ярых сторонников, так и противников. Психология становилась все более зависимой от проверки гипотез как с помощью статистики, так и вследствие теоретического развития (сначала это были «стимул – реакция», позднее когнитивные и физиологические теории). С самого начала Скиннер был их непримиримым противником, что вполне согласовывалось с философией науки, которую он разработал в 1930-х гг. и которой придерживался всю жизнь.

В отличие от большинства других психологов, он применял свои принципы к собственной жизни. Например, он преуспел в самоорганизации, пользуясь принципами «решения задач» до самой старости. Следует так же отметить, что многие идеи Скиннера понимались превратно, и многочисленная критика основывалась не на первоисточниках, а на искаженной информации из вторых рук. Особенно уязвимым было понятие «контроля стимула», с которым еще предстоит в полной мере разобраться. Кроме упомянутых в тексте, Скиннер автор следующих трудов: «Walden two», Macmillan, 1948, N.Y., 1963; «Science and human behavior», N.Y., 1953; «Cumulative record», 1959; «The technology of teaching», 1968; «The contingencies of reinforcement», 1969; «Beyond freedom and dignity», 1971; «About behaviorism», 1974; «Particulars of my life», 1976; «Reflections on behaviorism and society», 1978; «The Shaping of a behaviorist», N.Y., 1979.

Л. А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 428-430.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского