Виктор Николаевич Шульгин

[10(22).06.1894 г., Рязань, – 27.10.1965 г.], педагог и деятель образования. Окончил исторический факультет Московского университета (1917 г.). Заместитель рязанского губернского комиссара просвещения (1918 г.). В 1918 – 1922 гг. работал в Народном комиссариате просвещения РСФСР, в 1922 – 1931 гг. директор Института методов школьной работы (в 1931 г. Институт марксистско-ленинской педагогики). Член научно-педагогической секции Государственного ученого совета (1921 – 1931 гг.). После 1932 г. научный сотрудник ряда музеев.

В 1920-х гг. разрабатывал (совместно с М. В. Крупениной) концепцию воспитания нового человека, отвечающего требованиям социалистического строя. Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы жизни общества; рассматривал его во всей совокупности стихийных влияний как процесс социализации личности. Считал необходимым включить в сферу педагогического анализа деятельность не только школы и семьи, но и всех государственных и общественных институтов (партии, советов, производственных коллективов, армии и др.). Коллективом Института методов школьной работы под руководством Шульгина были разработаны методики изучения среды и её педагогизации, апробированы подходы к дифференциации воспитательных возможностей социального окружения в условиях индустриального района, сельскохозяйственной коммуны и др. Эти исследования противопоставлялись тенденции начала 1930-х гг. к унификации средней школы.

Основным методом педагогической работы считал развитие самодеятельности детей и подростков. Большое значение придавал работе детских и юношеских объединений, особенно пионерской организации.

Фактически Шульгин предпринял попытку соединить концепцию Дж. Дьюи с марксистскими принципами воспитания и образования и создать модель нового общеобразовательного института, противостоящего "школе учёбы". В концепции Шульгина воспитание коммунистической морали преобладало над обучением, идеология – над образованием, принципы классовости и партийности – над общечеловеческими ценностями, социальное воспитание – над школьным, политехническое образование – над общим. Такая точка зрения приводила к недооценке роли образования в развитии личности, к трансформации сущности школы как образовательного учреждения в один из факторов социализации. Шульгиным сформулированы основные тенденции развития учебного заведения типа школы-коммуны, носящей замкнутый характер, в школу, действующую в тесной связи с окружающей средой и преобразующую её затем в учебное заведение нового типа, основанное на базе широкого политехнического обучения и общественно полезного производительного труда (школа – цех предприятия, отделение колхоза и т. п.). В соответствии с моделью школы, предложенной Шульгиным и его сотрудниками в 1930 – 1931 гг., учащиеся получали знания непосредственно на предприятиях, в лабораториях, библиотеках и т. п. Учебно-воспитательный процесс строился на трудовых основах, на включении учащихся в жизнь предприятия и постепенно перерастал в гипертрофированную производственную деятельность. Классы переоборудовались в комнаты самостоятельной деятельности учащихся, учебники заменялись специальными рабочими книгами, вводилось комплексное построение учебных программ. В качестве ведущей организационной формы выдвигался метод проектов. Идеи Шульгина в постановлении Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) "О начальной и средней школе" (1931 г.) были осуждены как "глупая антиленинская идея отмирания школы". После этого он отошёл от педагогической деятельности.

Литература: Гордин Л., Леев H. B. H. Шульгин // Советская педагогика. – 1984. – № 7; Вендровская Р. Б. М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин, О взаимодействии школы и среды // Советская педагогика – 1990. – № 2; Гордин Л. Исследователь и пропагандист марксистско-ленинской педагогики // Советская педагогика – 1990. – № 4.

М. В. Богуславский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 596.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского