|
Мария Васильевна Крупенина[26.10(07.11).1892 г., Бологое, - 18.12.1950 г., г. Петропавловск Северо-Казахстанской области], педагог, профессор. Училась в Психоневрологическом институте. Окончила Бестужевские высшие женские курсы в Петербурге. Работала в системе кооперации в Вятке и Петроградской губернии (1916-1919 гг.). С 1919 г. заведовала детским домом (под Москвой), отделом детских домов Московского ОНО, кабинетом Центрального бюро юных пионеров (1922 г.). Активно участвовала в создании (1922 г.) и затем руководила совместно с В. Н. Шульгиным Институтом методов школьной работы (с 1926, в 1927-1931 гг. заместитель директора). Одновременно в 1922-1931 гг. работала в научно-педагогической секции ГУСа, преподавала в АКБ, 2-м МГУ и МОПИ. В 1931-1932 гг. возглавляла опытно-показательную школу им. П. Н. Лепешинского, в 1932-1933 гг. профессор во ВКИПе, заведующая кафедрой МОПИ (1933-1935 гг.) и Томского педагогического института (1935-1937 гг.). Разрабатывала вопросы истории и теории педагогики, в том числе проблемы связи школы с жизнью, обучения с общественно полезным трудом, внешкольного образования, школьного самоуправления и детского коммунистического движения [автор статей "Детское коммунистическое движение, его сущность и задачи" и "Коммунистическое детское движение и школа" в Педагогической энциклопедии, под ред. А. Г. Калашникова, т. 2 (1928 г.)]. Исследовала соотношения "организованного" и "неорганизованного" процессов воспитания, влияния социальной среды на формирование личности учащихся. Совместно с Шульгиным создала оригинальную концепцию взаимодействия школы и среды. Её основные компоненты: изучение окружающих школу сфер семьи, улицы, производства и т. д.; механизмы включения коллектива школы в жизнь среды с целью её совершенствования, что, по замыслу Крупениной, должно способствовать повышению воспитательного потенциала среды. К субъектам воспитательного воздействия Крупенина относила школу, детский сад, семью, предприятия, культурно-просветительские, учреждения и т. д. Апробировала эти идеи, руководя Станцией социалистического воспитания Трёхгорной мануфактуры. В конце 20-х гг. Крупенина вместе с Шульгиным выступила за более глубокое осмысление предмета педагогики, против ограниченного понимания педагогики только как теории воспитания в дошкольном учреждении и школе; обосновала необходимость разработки частных педагогик - партийной, профсоюзной, военной. Педагогическим воззрениям Крупениной и Шульгина свойственно некоторое принижение роли школы в системе других социальных институтов образования и воспитания. Излишне прямолинейно трактуя тезис К. Маркса об отмирании государства в коммунистическом обществе, они выдвинули теорию "отмирания школы", вызвавшую большую полемику в педагогических кругах. Крупенина и Шульгин имели в виду лишь переход от традиционной "школы учёбы", по их мнению, непригодной для решения воспитательных задач в новых условиях, к "школе труда", тесно связанной с окружающей жизнью. Придавая важнейшую роль в обучении и воспитании общественно полезному труду школьников, Крупенина переоценивала его роль при обосновании необходимости нового типа учебного заведения - "школы-производства". Проблемы политехнизации школы Крупенина связывала с усилением общественно-политического воспитания, с новым подходом к содержанию и организации учебного процесса, к учебной литературе, которая, по её мнению, должна иметь чётко выраженную практическую направленность, отражать взаимодействие со средой, основываться на краеведческом материале. Взгляды Крупениной (в особенности недооценка общего образования) в 20-30-е гг. вызвали жёсткую критику, многие педагоги опасались, что такие подходы могут привести к снижению образовательного уровня, противопоставлению задач обучения и воспитания. Исследования среды в 30-е гг. были прерваны с отстранением Крупениной и Шульгина от руководства Институтом марксистско-ленинской педагогики и последующим его расформированием (1931 г.). В 1938 г. необоснованно репрессирована. В 1949-1950 гг. после освобождения из мест заключения работала учителем в Северо-Казахстанской области, заведующей методическим кабинетом Петропавловского облоно. Реабилитирована посмертно в 1955. Литература: Пчелова М.,М. В. Крупенина, «Народное образование», 1965, №1; Вендровская Р. Б., М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин. О взаимодействии школы и среды, «Советская педагогика», 1990, № 2; Пичурин Л., "Собрание постановило исключить", «Народное образование», 1990, № 11. М. В. Богуславский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 478-479. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|