Юрий Федорович Самарин

Юрий Федорович Самарин

[21.04(03.05).1819 г., Петербург, – 19(31).03.1876 г., Берлин], русский общественный деятель, мыслитель, историк, публицист, один из крупнейших славянофилов. Из родовитой дворянской семьи. Окончил Московский университет (1838 г.); магистерская диссертация "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (1844 г.). В 1844 – 1852 гг. на государственной службе, главным образом в Прибалтике. С 1853 г. занимался литературно-публицистической деятельностью, работал в городских и сословных организациях. Активно участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 г., был членом редакционных комиссий.

Вначале был гегельянцем. Под воздействием К. С. Аксакова и А. С. Хомякова в начале 1840-х годов Самарин примкнул к славянофильству. Исходя из православия как особого культурного начала, положенного в основу исторической жизни русского народа, Самарин развивает мысль о трёх периодах национальной жизни ("исключительной национальности", "подражания" и "разумной народности"). Разделяя концепцию "цельного знания" Хомякова, противопоставляя "тирании рассудка" свободу "нравственного вдохновения", Самарин считал, что только в народе сохраняется "дух в его живой цельности". Повседневная политическая жизнь представляется ему борьбой народного быта с "бездарною, отвлеченною цивилизацией". Политическая доктрина Самарина основана на признании только двух сил – самодержавия и сельской общины, которые он неразрывно связывал, причём дворянству Самарин не придавал особого значения как "нелепой среде", которая по "недостатку народного корня" лишена какой-либо творческой силы. Критикуя материализм, Самарин утверждал, что он "вовсе не вытекает из естественных наук".

Основные исторические сочинения Самарина посвящены социально-экономическим и национальным отношениям в Прибалтике, отмене крепостного права в Пруссии, истории иезуитов. В записке "О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе" (1856 г.) Самарин указывал на крепостное право как на причину социально-экономической отсталости России и, в частности, как на причину неудачи в Крымской войне 1853 – 1856 гг. Из литературно-эстетического наследия Самарина выделяется статья "О мнениях "Современника" исторических и литературных" (1847 г.), высказывания о творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

Литература: Колубовский Я. Н. Материалы для истории философии в России // Вопросы философии и психологии. – 1891. – № 2; Введенский С. Н. Основные черты философских воззрений Ю. Ф. Самарина. Казань, 1899; Гершензон М. О. Исторические записки. М., 1910; Нольде Б. Э. Ю. Ф. Самарин и его время. Париж, 1926; Ефимова М. Т. Ю. Самарин в его отношении к Лермонтову // Пушкинский сборник. Псков, 1968; её же, Ю. Самарин о Гоголе // Пушкин и его современники. Псков, 1970; История философии в СССР, т. 2. М., 1970; Hucke G. J. F. Samarin: seine geistesgeschichtliche Position und politische Bedeutung. München, 1970.

М. Т. Палиевский

Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 22, 1975, с. 527-528.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского