Алексей Степанович Хомяков

Алексей Степанович Хомяков

[01(13).05.1804 г., Москва, - 23.09(05.10).1860 г., село Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист; основатель славянофильства. Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку "любомудров". Сотрудничал в журнале "Европеец", "Москвитянин", "Русская беседа", был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-1860 гг.). Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни). Статьей Хомякова "О старом и новом" (1839 г.), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства.

Творчеству Хомякова свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников, немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений - учение о "соборности" ("кафоличности", цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым "соборность" трактуется Хомяковым как общий метафизический принцип устроения бытия - множество, собранное силой любви в "свободное и органическое единство" (противоположный тип - "ассоциация", формальное, внешнее соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Хомякова стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по Хомякову, динамично: он наделён способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние, "истинная вера", когда всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом Хомяков отводил воле). Вера - это одновременно "познание и жизнь", "живознание".

В социальной философии противопоставление "соборности" и "ассоциативности" выступает у Хомякова в виде антитезы общины и "дружины" (или "коммуны"), "истинного братства" и "условного договора" и т.д.; идеализируя русскую крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному идеалу. Мировая история, по Хомякову, это история народов, каждый из которых мыслится в духе романтизма как коллективная личность, "живое лицо", наделённое неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Хомякова соотношением начал "ассоциативности" и "соборности" в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в "Записках о всемирной истории" всех мировых религий и культур к двум началам - "кушитскому" (покорность необходимости - вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и "иранскому" (свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное самосознание и т.д.).

Специфический характер русской истории Хомяков, как и другие славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в "мирном" процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием "чужеродных" начал западной цивилизации привело, по Хомякову, к разрыву между "просвещённым обществом" и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам - единственный путь к созданию самобытной национальной культуры.

Поэтические произведения Хомякова - стихотворные трагедии "Ермак" и "Дмитрий Самозванец", лирические стихотворения - тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом ("России" и др.).

Литература: Герцен А.И. Собр. соч., т. 9, М., 1956, с.157; Лясковский В.Н., А.С. Хомяков. Его жизнь и сочинения, М., 1897; Бердяев А., А.С. Хомяков, М., 1912.

С.С. Хоружий

Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 28, 1978, с. 352.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского