Вацлав Пшихода

Вацлав Пшихода (Pŕíihoda)

(07.09.1889 г., Сани, близ Подебради, – 18.11.1979 г., Прага), чешский педагог, психолог, профессор (1945 г.). Окончил Пражский университет (1914 г.). Преподавал иностранные языки в средних школах Чехии. Под влиянием О. Хлупа и Я. Крейчи заинтересовался теоретическими проблемами педагогики. В 1922 – 1926 гг. стажировался за границей, в т. ч. у Э. Торндайка и Дж. Дьюи (США), Э. Мёймана (Германия). С 1928 г. организовывал в Чехословакии экспериментальные школы, где провёл масштабные обследования освоения грамоты, начальных учебных умений школьниками.

В книге "Рационализация школьного дела" (1930 г.) обосновал необходимость и основные пути реформ чехословацкой системы образования. Главной их целью считал внедрение единой школы, противодействующей, по убеждению Пшиходы, социальной несправедливости. Обучение детей в возрасте 5-18 лет предусматривал на последовательных ступенях: вводной школе (5 лет по программам дошкольной и начальной подготовки), "комениуме" (4 года), "атенеуме" (4 года, с широкой внутренней дифференциацией учебных курсов и предметами по выбору). Предложил комплекс мер по рационализации начального обучения (книга "Глобальный метод", 1934 г.), повышению мотивации учения и других, близких идеям трудовой школы, метода проектов, индивидуализации обучения. Многие его предложения получили признание учительства, но полномасштабная реформа не была осуществлена.

Пшихода стал известен также как методист по изучению иностранных языков: по его идеям были составлены программы, методики и учебники. В области педагогической теории разрабатывал проблемы педагогической психологии. Рассматривал педагогику как естественно-эмпирическую науку, оперирующую количественными и инструментальными методами. Учителей считал научными работниками, которым профессионально необходимо высшее образование.

После 1945 г. преподавал в Карловом университете в Праге. В начале 1950-х гг. идеи Пшиходы по преобразованию чехословацкой школы 1930-х гг. стали рассматриваться как педагогический реформизм, за которым скрывается реформизм политический, и были официально осуждены. Пшихода сосредоточил свои исследования на проблемах психологии. "Онтогенез человеческой психики" (т. 1-4, 1963 – 1974 гг.) остаётся крупнейшим чешским трудом в этой области.

Литература: Сach J. Nĕkolik pŕípravných pohledu na hodnocení odkazu Vaclava Pŕíhody // Pedagogika. – 1985. – № 2;Vánová R. Školská reforma v ČSR ve 30. letech. Praha, 1994.

Источник: Российская педагогическая  энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 234-235.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу