|
Эрнст Мейман (Meumann)(29.08.1862, Ирдинген, близ г. Крефельд, - 26.04.1915, Гамбург), немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893-1894 гг. ассистент Вильгельма Вундта в Лейпциге. С 1897 г. профессор философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюнстере, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала "Архив общей психологии" (1903 г.) и "Журнала экспериментальной педагогики" (1905 г.). Основная цель экспериментальной педагогики, по Меймана, - дать общей педагогике (занимающейся определением общих целей и задач воспитания, нормативных педагогических правил и предписаний) эмпирическое основание. Эмпирическому изучению подлежат объект воспитания (ребёнок, подросток, юноша), общие закономерности и индивидуальные особенности его физического и духовного развития, этапы развития; психологические и физиологические особенности школьной работы ребёнка (техника заучивания, приёмы "умственной гигиены" и пр.); дидактические приёмы с точки зрения их эффективности; школьная организация. Методами экспериментальной педагогики являются не только широко понимаемый эксперимент (психологический, педагогический, дидактический), но и прямое систематическое наблюдение за детьми, а также собирание и анализ продуктов детского творчества (рисунков, дневников и пр.). Педагогика должна использовать знания других смежных с ней наук (психологии, этики, логики, антропологии и др.), но рассматривать их с точки зрения воспитания и образования. До сих пор не потеряли своего значения исследования Меймана приёмов заучивания, "умственной гигиены", типологии представлений, обучения детей рисованию и др. Вместе с тем дать целостное представление о развитии ребёнка Мейману не удалось. Придерживаясь механистической теории развития как функции наследственности и среды, Мейман противопоставлял естественное созревание и обучение (воспитание). Исследования физической и духовной сторон развития, а также отдельно взятых психических процессов оказались оторванными друг от друга. Такое механистическое объединение знаний о различных сторонах развития характерно для педологии, в становлении которой Мейман сыграл свою роль. Однако идеи комплексного подхода к изучению детского развития, индивидуализации обучения, более широкого привлечения к научным исследованиям педагогов-практиков сохраняют свою актуальность. Литература: Muller P.E., Meumann als Begrunder der experimentellen Padagogik, Z. 1942 (Diss.). Е. В. Соколова Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 562-563.
В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|