Николай Павлович Петерсон

Николай Павлович Петерсон

[16(28).06.1844 г., с. Барановка Пензенской губернии, - 17.03.1919 г., г. Звенигородка Киевской губернии], публицист, педагог. По окончании Пензенского дворянского института поступил на историко-филологический факультет Московского университета (1861 г.), но обучение было прервано из-за студенческих волнений. В начале 1862 г. по приглашению Л. Н. Толстого уехал в Ясную Поляну; в течение нескольких месяцев преподавал в Головлинской и Плехановской народных школах. В журнале "Ясная Поляна" за подписью "Н. П. П. " (1862, № 6, 10) вышли статьи Петерсона о его учительской работе, с выдержками из дневника. Так же, как и Толстой, Петерсон считал, что в основе образования должен быть принцип "совершенной свободы детей, при которой, кроме искусства читать и писать, насильно не вносилось бы никакое воспитательное влияние, кроме того, которое они сами охотно принимают" ("Г-ская школа" - "Ясная Поляна", 1862, № 6). Принцип принуждения Петерсон допускал лишь при условии абсолютного доверия, "совершенно одинаковых воззрений и среды учителя с учениками" и взаимной любви между ними. Собственная педагогическая деятельность Петерсона, несмотря на его стремление разнообразить уроки, попытки сблизиться с учениками, складывалась не вполне успешно. Причинами тому были его юный возраст (Петерсон был самым младшим из приглашенных Толстым учителей-студентов), незнание крестьянской жизни, отсутствие навыков преподавательской работы и главным образом "неохота к занятиям", возникшая после первых неудач.

В конце 1863 г. Петерсон возвратился в Москву и вновь поступил в университет. Тогда же он сблизился с революционным кружком ишутинцев. В 1864 г., вновь оставив университет, уехал в г. Богородск, преподавал арифметику и географию в уездном училище. Здесь он познакомился с Н. Ф. Фёдоровым (в то время учителем истории и географии того же училища), под влиянием идей которого в его взглядах произошел коренной перелом. Оставив революционную пропаганду, Петерсон стал учеником и последователем мыслителя.

Педагогические представления Фёдорова дали направление практически всей последующей деятельности Петерсона. Особое значение для него имела главная идея Фёдорова - преодолеть противоречие между научным знанием и религиозной верой, между духовным и светским образованием. С этих позиций Петерсон пересмотрел свое отношение к педагогической системе Толстого, главный недостаток ее усматривал в отсутствии христианской установки.

С 1869 г. Петерсон служил по судебной части. В 1870-1891 гг. секретарь съезда мировых судей в Керенске. Выступил с рядом инициатив в области школьного дела в крае; в 1873 г. обратился к земскому собранию с проектом устройства при школах Керенского уезда метеорологических станций, на которых учителя совместно с учениками могли бы проводить наблюдения. Подобную станцию Петерсон устроил при находившейся в его ведении Керенской публичной библиотеке. Будучи старостой Покровской церкви в Керенске, курировал приходскую школу и больницу. Так сложился своего рода "образовательный комплекс" - храм, школа, библиотека, больница, метеорологическая станция, - в котором Петерсон стремился воплотить мысли Федорова о цельном образовании, неотделимом от молитвы, труда и исследования.

В 1877 г. Петерсон отправил Ф. М. Достоевскому письмо с развернутым изложением идей Федорова и свою работу под заглавием "Чем должна быть народная школа?" (ранний вариант труда находится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки).

По убеждению Петерсона, школа должна преодолевать разрыв между знанием и верой; преподавая и одновременно углубляя общечеловеческие знания о законах природы, она призвана воспитывать из своих учеников орудие восстановления в мире совершенного "закона Божия", "высшего порядка вещей". В своем ответе Достоевский указал, что "во всем согласен" с Петерсоном.

В 1891 г. Петерсон назначен городским судьей Мокшана, а затем Воронежа (1894-1898 гг.). В 1899 г. переведен в Ашхабад на должность члена окружного суда. Вопросы народного образования (в ряде статей 1899-1901 гг. в газете "Асхабад" - "К истории народного образования в Туркестанском крае", 1899 г., № 290, 303, 332; "К вопросу о лучшем устройстве нашей школы", 1900, № 183, 207, и др.). Петерсон связывал с проблемой духовной миссии России в Азии. В деле умиротворения и просвещения Туркестана, находящегося "на рубеже двух миров" ("Письмо в редакцию", псевдоним К-нев - там же, 1899, 27 мая), особое значение Петерсон придавал школе. Задачу ее, вслед за Федоровым, Петерсон понимал расширительно: обучая детей, необходимо также изучать край, его географические и климатические особенности, историю и культуру. По сути, школа должна превратиться во "всенаучный музей" - и только таким всесторонним, "любовным исследованием" края может быть совершено его духовное завоевание.

При этом мысль о "расширении" научного знания через школу, через исследовательский труд учителей и учеников раскрывалась для Петерсона лишь в перспективе высшей цели: восстановление умерших, преображения, обожения мира. В соответствии с ней Петерсон предлагал перестроить всю систему начальной, средней и высшей школы. С недостатками образовательной системы, приучающей лишь к теоретическому знанию и не открывающей смысла жизни, Петерсон связывал главные общественные и государственные неустройства России ("К пересмотру системы нашего образования", "Асхабад", 1901, № 186-187).

В 1904 г. член Окружного суда в Верном. В 1909 г. открыл при строящейся церкви начальную школу. Обучение грамоте и письму велось по богослужебным книгам, ученики совместно с учителем составляли "поминания", стараясь развить их в историю своей семьи, воспитывая в себе чувство родовой памяти, проводили метеорологические наблюдения, занимались огородничеством ("Новая школа", там же, 1909, № 5; "По поводу книги Родионова "Наше преступление"", там же, 1910, № 17).

В 1912 г. переехал в г. Зарайск Рязанской губернии. В последние годы жизни Петерсон по-прежнему размышлял над проблемами образования. Одна из последних статей "Как создать национальную школу?" опубликована в "Миссионерском сборнике" (1916 г.).

Сочинения: Н. Ф. Федоров и его книга "Философия общего дела" в противоположность учению Л. Н. Толстого "о непротивлении" и другим идеям нашего времени, Верный, 1912.

Литература: Проскурин В., Верненский книжник, "Простор", 1982, № 4; его же, Верный, 1906 год - книга философа Федорова, А.-А, 1989; Семенова С. Г., Николай Федоров. Творчество жизни, M, 1990; Переписка II. А. Флоренского и В. А. Кожевникова, "Вопросы философии", 1991, № 6; Hagemeister M., Nikolaj Fedorov Studien zu Leben, Werk und Wirkung, Munch., 1989.

А. Г. Гачева

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 144.