|
Микаэл Налбандян(Налбандов Михаил Лазаревич) [02(14).11.1829 г., Н. Нахичевань, ныне район Ростова-на-Дону, - 31.03(12.04).1866 г., г. Камышин], армянский писатель, философ, революционный демократ, утопический социалист. Сын ремесленника-кустаря. В 1855-1858 гг. учился на медицинском факультете Московского университета. В 1858-1860 гг. сотрудничал в московском армянском журнале "Юсисапайл" ("Северное сияние"). В годы революционной ситуации в России 1859-1861 гг. Налбандян под влиянием пропаганды "Колокола" и "Современника" первым из армянских писателей перешёл на позиции революционного демократизма. В 1860-1862 гг. совершил путешествие в Турцию, Индию, страны Западной Европы. В Константинополе создал вокруг армянского журнала "Мегу" ("Пчела") тайное революционное общество "Партия молодых". В Лондоне сблизился с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, М. А. Бакуниным, а также с Н. А. Серно-Соловьевичем и др., участвовал в обсуждении проекта статьи-воззвания "Что нужно народу?" (программа будущей "Земли и воли"). В памфлете "Две строки" (1861 г.) провозгласил своё политическое кредо - посвятить жизнь делу освобождения народа. В главном публицистическом труде "Земледелие как верный путь" (1862 г.) Налбандян подверг уничтожающей критике крестьянскую реформу 1861 г., однако сделал это с позиций общинного социализма. Единственный выход для пореформенной России видел в крестьянской революции. По возвращении в Россию арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости (июль 1862 г.), судился по "процессу 32-х", в ноябре 1865 г., больной туберкулёзом, выслан в Камышин. Налбандян был энциклопедически образован. Занимался вопросами философии, политэкономии, лингвистики, педагогики. Являлся последователем антропологического материализма Л. Фейербаха и Н. Г. Чернышевского, неутомимым пропагандистом естественных наук. Философия Налбандяна - важный этап в истории армянской общественной мысли. В практической революционной деятельности стремился соединить демократические силы армянского народа в России и за рубежом с русским освободительным движением. Налбандян - зачинатель критического реализма в армянской литературе, автор романов "Одному - слово, другому - невесту" (1858 г.), "Вопрошение мёртвых" (1859 г., не окончен), "Дневник" (1858-1860 гг.). В крепости создал антирелигиозную поэму "Похождение праотца" (1864 г., опубликована в 1903 г.). Огромной популярностью пользовалась гражданская лирика Налбандяна, проникнутая пафосом борьбы за свободу. Налбандян заложил основы армянской реалистической критики и эстетики. Его литературные взгляды выражены в работах: "Слово об армянской письменности" (1854-1855 гг., опубликовано в 1895 г.), "Критика" (1858 г.), "Национальный театр в Константинополе" (1861 г.) и др. Эстетическую теорию строил на принципах антропологического материализма. Боролся за внедрение нового армянского литературного языка (ашхарабар) взамен мёртвого книжного языка (грабар), за что подвергался нападкам со стороны клерикалов и мракобесов. Переводил стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Г. Гейне и др. Литература: Мясникян А. Ф., Избранные произведения, Ереван, 1965; Шаумян С., Литературно-критические статьи, 2 изд., М., 1955; Хачатрян А. Б., Мировоззрение М. Л. Налбандяна, "Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина", 1962, № 171, с. 3-328; Гуланян Х. Г., Микаэл Налбандян, М., 1955; Даронян С., М. Налбандян, М., 1963; его же, М. Налбандян и русские революционные демократы, М., 1967. С. К. Даронян Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 17, 1974, с. 225. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|