Шарль Монтескьё

Шарль Луи де Секонда Монтескьё (Montesquieu)

барон де Ла Бред и де Монтескьё (18.01.1689 г., Лабред, близ Бордо, – 10.02.1755 г., Париж), французский просветитель, правовед, философ и писатель. Член института Франции (1727 г.). Происходил из старинного дворянского рода. По окончании католического коллежа (1705 г.) изучал право в Бордо и Париже. В 1714 г. советник, а с 1716 г. один из вице-президентов парламента (суда) Бордо. С 1726 г. жил в Париже.

В 1728 г. Монтескьё предпринял путешествие по Европе (посетил Италию, Пруссию, Нидерланды), в 1729-1731 гг. жил в Великобритании. Английская конституционная практика, взгляды английских правоведов и философов оказали большое влияние на формирование государственно-правовых идеалов Монтескьё, наиболее ярко выраженных в книге "О духе законов" (1748, рус. пер. 1900 г.), – энциклопедическом труде, основанном на широком использовании сравнительного и сравнительно-исторического методов. Монтескьё придавал большое значение в формировании позитивного права и форм правления государства географическим факторам (особенно климату). Жаркий климат, считал он, порождает лень и страсти, убивает гражданские доблести и является причиной деспотического правления. Такая позиция дала основание считать Монтескьё одним из основоположников так называемой географической школы в социологии. Однако важнейшее значение Монтескьё придавал политическим факторам и прежде всего – форме правления. Основной темой книги "О духе законов" и являлась проблема разумного государственного строя и его организация. Исходя из античных политических теорий, Монтескьё различал три правильные формы правления (демократия, аристократия и монархия) и одну неправильную (деспотия).

Считая наилучшей формой правления монархию, Монтескьё в качестве средства, способного предотвратить трансформацию монархии в деспотию и обеспечить политическую свободу, полагал принцип разделения властей, а также федеративную форму государственного устройства. Монтескьё сыграл значительную роль в истории Франции, в развитии мировой общественной мысли как критик королевского деспотизма и идеолог конституционной монархии. В целом же политическая программа Монтескьё – программа компромисса между буржуазией и дворянством на условиях совместного участия в осуществлении государственной власти. В области чисто правовой Монтескьё выдвинул ряд прогрессивных принципов: равенство граждан перед законом, широкое избирательное право, свобода слова, печати, совести, отделение церкви от государства, отказ от пыток и суровых наказаний, необходимость международных соглашений о гуманизации методов войны и т. д. Идеи Монтескьё широко использовал Ч. Беккариа, выдвигая новые принципы уголовного права. Теория разделения властей оказала большое влияние на американскую конституцию 1787 г., французскую конституцию 1791 г. и др. Исторические взгляды Монтескьё нашли своё выражение в его труде "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734 г.). Монтескьё отказывается от теологического понимания истории, выдвигает положение об объективной закономерности исторического процесса.

Книга "О духе законов" была внесена в "Индекс запрещенных книг", тем не менее, она выдержала 22 издания на протяжении двух лет (1748-1750 гг.), была переведена почти на все европейские языки. Первыми переводчиками этой книги в России были А. Д. Кантемир и А. Н. Радищев (оба перевода не сохранились).

Славу Монтескьё как художнику слова принёс роман "Персидские письма" (1721, рус. пер. 1789 г.) – одно из лучших произведений так называемого философского жанра, характерного для XVIII в. Идеи романа изложены в форме переписки друзей – персов Узбека и Рики, "наивных" и в то же время мудрых критиков французского светского общества, преисполненного спеси от пустой мишуры своей "цивилизованности", от которой неотделимы суеверия, гнёт церкви и власти, оторванная от жизни учёность, искусство, состоящее из риторических славословий, условностей, крайней манерности. Полная иронии, тонкого остроумия, сатира Монтескьё разворошила все пласты французской абсолютной монархии, её политическую жизнь, культуру, обычаи, нравы её подданных.

Поэмы в прозе "Книдский храм" (1725 г.) и "Путешествие в Пафос" (1727 г.) написаны в духе гедонистического эпикуреизма дворянских салонов и будуаров с их излюбленными мифологическими персонажами, эротическими сюжетами.

"Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства" (написан в 1753 г., опубликован в 4-м томе "Энциклопедии" Д. Дидро, 1757 г.) выдержан в целом в традициях классицизма. Однако, выступая как сторонник порядка, симметрии, рациональности, ясности в художественном произведении, Монтескьё понимает уже и прелесть эффектов неожиданности, небрежности, безыскусственного обаяния.

Литература: История французской литературы, т. 1. М., 1946; Баскин М. П. Монтескье. М., 1965; Shackleton R. Montesquieu. A critical biography. [Oxford], 1961; Starobinsky J. Montesquieu par lui-même. [Paris, 1963]; Loy J. Robert. Montesquieu. New York, [1968]; Etudes sur Montesquieu. [Paris, 1970]; Cabeen D. C. Montesquieu. A bibliography. New York, 1947; его же. A supplementary Montesquieu bibliography // Revue Internationale de philosophie. – 1955. – N 33-34.

З. М. Черниловский, В. И. Ефимов

Источник:Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 16, 1974, с. 548-549.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского