|
Николай Александрович Константинов[14(26).05.1894, г. Тельши, ныне Тельшяй, Литва, – 18.04.1958 г., Москва], педагог, историк педагогики, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1945 г.), доктор педагогических наук (1942 г.), профессор (1935 г.), заслуженный деятель науки Узбекской ССР (1943 г.). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1918 г.), Высший педагогический институт им. Шелапутина (1919 г.), историческое отделение Военно-педагогических курсов Рабоче-крестьянской Красной Армии (1920 г.). В 1918 – 1925 гг. преподавал в военно-учебных заведениях, затем в школах Москвы. В 1924 – 1941 гг. работал в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, Всесоюзном научно-исследовательском институте по сельскохозяйственному образованию, Центральном научно-исследовательском институте национальностей (позднее Научно-исследовательском институте нерусских школ), Государственном научно-исследовательском институте школ Народного комиссариата просвещения; в 1941 – 1943 гг. в Ташкентском педагогическом и учительском институтах. С 1944 г. в системе Академии педагогических наук РСФСР (в 1944 – 1946 гг. директор Библиотеки народного образования; в 1946 – 1949 гг., 1952 – 1957 гг. в Научно-исследовательском институте теории и истории педагогики – директор, заведующий сектором и отделом). Одновременно с 1945 г. заведующий кафедрой, профессор Московского государственного университета и Московского городского педагогического института им. В. П. Потёмкина. Разрабатывал теоретические основы историко-педагогической науки, расширил тематику и усовершенствовал методы её исследований. Одним из первых во второй половине 1930-х гг. и затем в период Великой Отечественной войны опубликовал цикл статей, разоблачавших человеконенавистнический характер педагогики фашизма. Изучал историю образования и школьную политику в колониях с начала 19 в. до Второй мировой войны. В обобщающем труде "Школьная политика в колониальных странах" (1948 г.) показал перспективы для изучения школьной политики и состояния народного образования в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В "Очерки по истории педагогики" (1952 г.) включил сведения по истории школы Индии, Китая, Центральной Америки, что было серьёзной попыткой преодоления присущего традиционной историко-педагогической науке европоцентризма и перехода к изучению целостного историко-педагогического процесса. "Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет" (1948 г., совместно с E. H. Медынским) представляли опыт широкого исторического анализа и систематизации учебных планов, программ, учебников. Однако оценка школы и педагогики 1920-х гг. дана под влиянием официальной точки зрения и идеологических стереотипов конца 1930 – 1940-х гг. Константинов предложил самостоятельное направление в изучении истории отечественной педагогики и школы народов СССР. Подчёркивал плодотворное взаимодействие русской прогрессивной педагогической мысли и педагогических традиций народов СССР (хотя несколько переоценивал значение русского просвещения для развития многонациональной школы); постоянно акцентировал внимание исследователей на связи истории русской культуры с просвещением. Изучая наследие зарубежных и отечественных педагогов, выявил взаимосвязь творчества Я. А. Коменского с педагогическими идеями южных славян и западных украинцев, его влияние на развитие братских и других школ на Украине. Исследовал труды русских педагогов-демократов, жизнь и педагогическую деятельность Н. К. Крупской и подготовил издание её избранных педагогических произведений (1946 г.). В связи с проблемой воспитания детей-сирот, оставшихся в годы войны без родителей, выступал за осмысление педагогических взглядов А. С. Макаренко в новых условиях. Константинов – один из основных авторов и редакторов программ по истории педагогики для педагогических вузов и учебника по истории педагогики для педагогических институтов (совместно с E. H. Медынским и М. Ф. Шабаевой, выдержал 5 изданий, 1956 – 1982 гг.). Историко-педагогические работы Константинова отличались широкой эрудицией, аналитическим, сравнительно-сопоставительным и критическим подходом к источникам, владея в совершенстве 5 языками, он привлекал многочисленные иностранные материалы. Источник: Табаева М. Ф. Н. А. Константинов: (к 80-летию со дня рождения) // Советская педагогика. – 1974. – № 5; Равкин 3. Н. А. Константинов // Советская педагогика. – 1984. – № 5. М. В. Богуславский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 466. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|