|
Сергей Тимофеевич Конёнков[28.06(10.07).1874 г., деревня Караковичи, ныне Ельнинский район Смоленской области, – 09.10.1971 г., Москва], русский советский скульптор, действительный член Академии художеств СССР (1954 г.), народный художник СССР (1958 г.), Герой Социалистического Труда (1964 г.). Родился в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892 – 1896 гг.) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина и в петербургской Академии художеств (1899 – 1902 гг.; действительный член с 1916 г.). Экспонент "Мира искусства" и член Союза русских художников. В ранний период в произведениях жанрово-повествовательного характера ("Камнебоец", бронза, 1898 г., Третьяковская галерея) и нескольких более поздних работах, отмеченных поисками монументально-обобщающих образов ("Самсон", гипс, 1902 г., не сохранился), Конёнков стремился передать свои размышления о тяжёлой жизни народа и его порыве к борьбе за свободу. Конёнков участвовал в революционных событиях 1905 г. в Москве, выполнил несколько обобщённо-символических по характеру портретов участников Революции 1905 г. ("Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин", мрамор, 1906 г., Музей современной истории России, Москва; "Атеист", песчаник, 1906 г., Мордовская картинная галерея им. Ф. В. Сычкова, Саранск). С середины 1900-х гг. для творчества Конёнкова характерны преимущественно фольклорно-сказочные образы ("Стрибог", 1910 г., Третьяковская галерея; "Еруслан Лазаревич", 1913 г., Серпуховской историко-художественный музей; оба – дерево), переработка мотивов русской народной деревянной скульптуры, тема классически совершенного, гармоничного человека, в значительной мере навеянная искусством античности и Возрождения, но тесно связанная с поисками национальных эстетических и этических идеалов ("Нике", 1906 г., "Юная", 1916 г., обе мрамор, Третьяковская галерея). В этот период Конёнков создал ряд портретов, в том числе композиции, посвященные великим музыкантам прошлого ("Бах", мрамор, 1910 г., собрание Н. Ф. Микули, Москва; "Паганини", несколько вариантов). В первые годы советской власти Конёнков участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды (мемориальная доска "Павшим в борьбе за мир и братство народов", цветной цемент, 1918 г.; группа "Степан Разин со своей ватагой", дерево, 1918 – 1919 гг.; ныне обе в Русском музее, Санкт-Петербург). В 1924 – 1945 гг. жил в США; работал главным образом над портретами ("А. М. Горький", бронза, 1928 г., Музей А. М. Горького, Москва; "И. П. Павлов", 1930 г., "Ф. М. Достоевский", 1933 г., – оба гипс, Русский музей). Во второй половине 1940 – 1960-х гг. Конёнков выполнил большое число портретов, отличающихся психологической проникновенностью и совершенством пластических решений ["Ниночка", 1951 г., Русский музей; "Никос Белояннис", 1951 г., Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева; "М. П. Мусоргский", 1953 г., Горьковский художественный музей; автопортрет, 1954 г., Третьяковская галерея (Ленинская премия, 1957 г.); все – мрамор], а также ряд станковых и монументальных композиций ["Освобожденный человек" ("Самсон"), гипс, 1947 г., Русский музей; группы и рельефы Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, цемент, бронза, 1953 – 1954 гг.]. Государственная премия СССР (1951 г.). Награжден двумя орденами Ленина и медалью. Литература: Каменский А. Коненков. [М., 1962]; Кравченко К. С. Т. Коненков. М., 1967. А. А. Каменский Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 13, 1973, с. 22. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|