Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский

[09(21).031839 г., село Карево Торопецкого уезда Псковской губернии – 16 (28).03.1881 г., Петербург], русский композитор. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, с 1849 г. по 1854 г. занимался у известного пианиста и педагога А. А. Герке. Однако, следуя семейной традиции, в 1852 г. поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856 г. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель – пианист и композитор; вскоре Мусоргский познакомился с М. А. Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки»), и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими). В 1858 г. Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858 г., исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860 г.) и хор из трагедии «Царь Эдип» Софокла (сочинен в 1859 г., исполнен в 1861 г.). Разорение семьи, вызванное реформой 1861 г., заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 г. по 1867 г. – в Инженерном управлении, с 1869 г. по 1880 г. – в Лесном департаменте и Государственном контроле). Тем не менее, уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано; оркестровые пьесы, в том числе «Иванова ночь на Лысой Горе» (1867 г.; более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием «Ночь на Лысой Горе»); сцены из двух опер – «большой» романтической оперы «Саламбо» по Флоберу (1863–1864 гг.) и реалистической экспериментальной камерной оперы «Женитьба» по Гоголю (1868 г.). Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869 г., стали семь сцен по трагедии Пушкина «Борис Годунов», в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от «натуральной» школы, доминировавшей в литературе того времени). Эта первая редакция «Бориса Годунова» была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал – народный бунт («Под Кромами»), а также во многом изменить и другие сцены. Вторая редакция «Бориса Годунова» (1872 г.) была поставлена в Мариинском театре в 1874 г.

В период между созданием первой и второй редакций «Бориса Мусоргский» написал свой первый вокальный цикл «Детская» (1868–1872 гг.); позднее появились два других цикла: «Без солнца» в 1874 г. и «Песни и пляски смерти» в 1875–1877 гг. Еще до премьеры «Бориса Годунова» он начал работу над второй исторической музыкальной драмой – «Хованщиной», которую продолжал сочинять вплоть до 1880 г. (с перерывами). С 1876 г. (а по некоторым данным – раньше) он принялся также за комическую оперу «Сорочинская ярмарка» по Гоголю, которую писал урывками. С середины 1870-х гг. все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю, и единственным – кроме вокальных циклов – крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита «Картинки с выставки» (1874 г.; широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В. А. Гартмана.

Мусоргского не увольняли со службы только благодаря покровительству его начальника в Государственном контроле, крупного чиновника и большого знатока народных песен Т. И. Филиппова, однако в 1880 г. он все же вынужден был оставить должность и в течение последних 14 месяцев своей жизни существовал на средства Филиппова и других поклонников его таланта. Он работал также аккомпаниатором и преподавателем музыкальной теории на частных певческих курсах своей приятельницы – Дарьи Леоновой. В 1881 г. после приступа белой горячки его поместили в петербургский военный госпиталь (там, кстати, И. Е. Репин и написал известный портрет композитора).

Литература: Хубов Г. Мусоргский. М., 1969; Шлифштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. М., 1975; Рахманова М. Мусоргский и его время. – Советская музыка, 1980, №№ 9–10; М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. М., 1989.

Источник

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского