Иван Иванович Бецкой

Иван Иванович Бецкой

(03[14].02.1704, Стокгольм – 31.08[11.09].1795, Петербург) государственный и общественный деятель. Внебрачный сын фельдмаршала И. Ю. Трубецкого. Учился в Копенгагене в кадетском корпусе. В 1740-х гг. служил в Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 г. вышел в отставку и до 1762 г. жил главным образом за границей. В 1764-1794 гг. президент Академии художеств в Петербурге. В 1763 г. представил Екатерине II план школьной реформы - "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества" (утверждён в 1764 г.), в котором, так же как и в уставах шляхетского корпуса и воспитательных домов и других сочинениях, изложил прогрессивные, хотя и не вполне оригинальные педагогические взгляды, сложившиеся под влиянием Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция. Бецкой надеялся посредством воспитания создать "новую породу людей" (гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников, ремесленников, то есть "третий чин") с целью сглаживания классовых антагонизмов в интересах абсолютистского государства. Условием формирования первого поколения "новых людей" Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, предрассудков и пороков старого поколения. С этой целью в 1760 г. - начале 1770-х гг. создал систему закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5-6 до 18-20 лет, в том числе воспитательные дома в Москве и Петербурге, Коммерческое училище, мещанские училища при Сухопутном шляхетском корпусе и при Академии художеств, Смольный институт с мещанским отделением, положивший начало среднему женскому образованию в России. Основной задачей новых учреждений Бецкой считал воспитание совершенного человека и гражданина, а не профессионального работника; обучению отводил второстепенную роль. В программы включил широкий круг общеобразовательных дисциплин, способствующих главным образом нравственному развитию воспитанников, определению их способностей и направления будущей деятельности. Для детей из мещанского сословия предусматривал помимо общего образования обучение основам коммерции, ведению хозяйственных дел, ремесленно-художественным специальностям в соответствии с их склонностями. Серьёзное внимание Бецкой уделял физическому развитию детей, приобщению к домашнему труду. Педагогическая программа Бецкого предполагала использование гуманных методов воспитания. Воспитатели должны быть "добросовестными и примера достойными людьми", обучать без принуждения, с учётом интересов и способностей ребенка, не применять телесных наказаний. Однако на практике идеи Бецкого оказались несостоятельными. Неудовлетворительное состояние его учебно-воспитательных учреждений, низкий уровень образования воспитанников обусловили пересмотр предложенной Бецким системы образования и начало подготовки школьной реформы 1782-1786 гг.

Сочинения: Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества, т. 1-2, СПБ. 1789-1791.

Литература: Майков П. М., И. И. Бецкой. Опыт его биографии, СПБ, 1904; Рождественский С. В., Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII - XIX вв., СПБ, 1912; Краснобаев Б. И., Очерки истории русской культуры XVIII в., М., 1972.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 87-88.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского