|
Иоганн Бернхард Базедов(11.09.1724 г., Гамбург, - 25.07.1790 г., Магдебург), немецкий педагог, основатель филантропизма. Изучал теологию и философию в университетах Лейпцига и Киля. Был домашним учителем, профессор в рыцарской академии в Соре (Дания). Педагогические воззрения Базедова складывались под влиянием идей Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо. В отличие от последнего основное внимание уделял воспитанию детей из привилегированных сословий. Свои педагогические идеи изложил в трудах "Представление друзьям человека" ("Vorstellung an Menschenfreunden", 1768 г.), "Методическое руководство для отцов и матерей семейств и народов" ("Das Metodenbuch fur Vater und Mutter der Familien und der Volker", 1770 г.) и др. Цель воспитания, ориентированного на практику, видел в подготовке человека к счастливой и полезной жизни для себя и общества. Пропагандировал (одним из первых в Германии) идею религиозного нейтралитета школы: по Базедову, дети из семей, не исповедовавших официально признанной в государстве религии, могли не посещать уроки вероучения. Предлагал реформировать обучение: ввести углублённое преподавание новых языков, природоведческие предметы, физическое воспитание. Сторонник использования ручного труда в целях воспитания, активных методов обучения, опирающихся на широко трактуемый принцип наглядности. Издал учебное пособие в 4 томах "Руководство по первоначальному обучению" ("Elementarwerke...", 1774 г.), к подготовке которого привлёк художника Д. Ходовецкого. В доступной форме учебник раскрывал перед учащимися панораму практического использования знаний во многих сферах человеческой деятельности, предполагая самостоятельную работу с учебным материалом. Методические принципы труда Базедова оказали значительное влияние на разработку учебной литературы и других учебных пособий для школ. Свои педагогические идеи Базедов пытался реализовать в школе интернатного типа - филантропине, открытом в г. Дессау (1774 г., под руководством Базедова до 1778 г.). Это было сословное учебное заведение: учащиеся делились на пансионеров (дети состоятельных родителей, готовившиеся к продолжению образования, в том числе в университетах) и фамулянтов (дети из небогатых семей, будущие гувернёры и учителя). Филантропии Базедова стал образцом для ряда других подобных учреждений в Германии конца 18 века. Сочинения: Ausgewahlte padagogische Schriften, hrsg. von A. Reble, Paderborn, 1965. Литература: Крупская Н. К., Народное образование и демократия, Педагогические сочинения в 6 тт., т. 1, М., 1978; Пискунов А. И., Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XIX вв., М., 1960. А. И. Пискунов Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 68. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|