|
Джеймс Роланд Энджелл (Angell)(08.05.1869, Берлингтон, Вермонт — 04.03.1949, Ханден, Коннектикут) – американский психолог. Один из лидеров функциональной психологии. Получил образование в Мичиганском университете. Учился у Дж. Дьюи, затем у У. Джемса в Гарварде. В 1892 г. получил здесь степень магистра. Работал в университете Чикаго. В 1906 г. был избран Президентом Американской психологической ассоциации. Под функциональной психологией, как и другие представители этого направления, понимал учение о психических операциях, выполняющих роль посредников между организмом и средой. Главное назначение сознания, с этой точки зрения, аккомодация к новому, выживание в сложной среде. Организм действует, используя свои функции – внимание, память, мышление и др. как психофизическое целое и поэтому, по мнению Энджелла, психология не вправе ограничиться областью сознания и данными субъекту сведениями о нем, т.е. интроспекцией. Большое внимание в своих исследованиях Энджелл уделял мышечным приспособлениям, фактору потребности и генетическому методу. (The province of functional psychology // Psychol. Rev. – 1907. – Vol. 14). Разработал совместно с Д. Фернальдом (1910 – 1912) ряд методов исследования доминирования зрительного или слухового анализа информации: метод ассоциации (запоминание названий предметов с цветовыми и звуковыми особенностями); анализ стиля автора (больше цветов или звуков); заучивание на основе зрения или слуха; метод отвлечения (запоминание при отвлечении слуховыми, зрительными или кинестетическими стимулами): запись слова в обратном порядке: метод описания картины. Эти методы им применялись при изучении операций и условий, в которых они осуществляются. И. М. Кондаков, М. Г. Ярошевский Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 558. |