|
Фридрих Даниель Шлейермахер (Schleiermacher)(21.11.1768 г., Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, - 12.02.1834 г., Берлин), немецкий философ и педагог. Окончил теологический факультет университета в Галле (1790 г.), преподавал там же (профессор с 1804 г.) и в Берлинском университете, в подготовке проекта и открытии которого принимал активное участие как соратник В. Гумбольдта. В годы национально-освободительных войн 1806-1813 гг. призывал немецкий народ к объединению против наполеоновского господства. В педагогических сочинениях критически отзывался о тогдашнем прусском государстве, упрекая его в том, что оно использует воспитание для укрепления своей власти в ущерб интересам формирования подлинного гражданина. Считал, что школьное дело должно быть избавлено от контроля такого государства. По Шлейермахеру, централизация школьного дела должна сохраняться только до осуществления единого национального воспитания, руководство которым будет находиться в руках общественности. Шлейермахер выступал сторонником равного для всех элементарного образования и доступности высших ступеней образования для представителей всех сословий. Вместе с тем Шлейермахер полагал, что в новом государстве одни типы школ должны готовить своих воспитанников к деятельности в различных отраслях хозяйства, другие – к руководству государством. Точно отражая действительные общественные потребности, Шлейермахер высказывался за расширение сети реальных школ, усиление преподавания в народной школе родного языка, математики, природоведения. Шлейермахер полагал, что обучение должно строиться на основе широкого использования наглядности и осуществляться при активном и добровольном участии самих детей. Как воспитатель Шлейермахер выступал против всех наказаний, унижающих личность ребёнка. Главной задачей воспитания считал выработку духовного единства в условиях организованной общности жизни детей. Шлейермахер рассматривал педагогику как общественную, исторически развивающуюся науку. Идеи Шлейермахера оказали значительное влияние на формирование духовно-исторического направления в развитии немецкой педагогики 19 - начала 20 веков. Литература: Schuffenhauer H., Der fortschrittliche Gehalt der Padagogik Schleiermachers, В., 1956. А. И. Пискунов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 591. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|