Томас Джефферсон

Томас Джефферсон (Jefferson)

(13.04.1743 г., г. Албемарл – 04.07.1826 г., г. Монтиселло), американский государственный и общественный деятель, просветитель. Автор проекта Декларации независимости 1776 г., президент США в 1801-1809 гг.

На философские, социологические и педагогические взгляды Джефферсона оказали влияние Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци и др.

Движущей силой прогресса общества Джефферсон считал систему общественного образования. В распространении знаний видел залог достижения счастья отдельной личностью и необходимое условие благосостояния государства. Решающую роль в развитии просвещения отводил общеобразовательной школе, которая должна быть всеобщей, бесплатной, светской и обязательной для всех. В «Билле о всеобщем распространении знаний» (1779 г.) были отражены взгляды Джефферсона на образование. Он предложил трёхступенчатую систему школ: в трёхлетних бесплатных начальных школах учащиеся должны были помимо чтения, письма и арифметики овладевать ремёслами; в школах второй ступени, которые также должны содержаться за счёт государства, для наиболее способных предлагалось установить особую стипендию, а затем, в ходе трёхгодичного обучения, выделить примерно треть из них для дальнейшего образования, предоставив возможности совершенствования в избранной специальности.

В 1814 г. Джефферсон разработал новый проект системы образования, который предусматривал после окончания начальной школы поступление в так называемую общую школу (вторая ступень обучения), имеющую два отделения: одно для тех, кто проявляет склонность к занятию сельским хозяйством и ремеслом, другое – для тех, кто склонен к глубокому изучению наук и продолжению образования в вузах.

Среди школьных предметов выделял историю, так как полагал, что знание основных исторических фактов поможет разобраться в поступках людей, распознать опасность политического честолюбия. Считал изучение иностранных языков полезным для тренировки памяти. Советовал овладевать языками в возрасте от 8 до 15-16 лет, причём особое внимание предлагал обращать на практику разговорной речи. Занимался проблемами нравственного воспитания, мечтал, чтобы молодые люди воспитывали в себе честность, правдивость, давал советы, как воспитывать у детей почтительность и уважение к старшим, умеренность, трудолюбие, гуманность и т.д.

Большое значение придавал внешкольному образованию. При его участии в штате Виргиния была создана первая публичная библиотека. В 1819 г. был утверждён предложенный Джефферсоном план организации Виргинского университета как светского учебного заведения. Джефферсон принял активное участие в составлении учебного плана для университета, в подборе первых профессоров, написал для него один из учебников; участвовал также в разработке архитектурного проекта университетских зданий. Джефферсон был первым ректором Виргинского университета (с 1825 г.).

Твёрдо веря, что «свобода – перворождённая дочь науки», Джефферсон постоянно заботился об улучшении дела образования в США. Просветительные идеи Джефферсона нашли отражение в его труде «Записки о Виргинии» (1782 г.).

Литература: Гончаров Л. Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. М., 1972; Севостьянов Г. Н., Уткин А. И. Т. Джефферсон. М., 1976; Honeywell R. The educational work of Th. Jefferson. Cambridge, 1931; Wi1tse Ch. M. The Jeffersonian tradition in American education. New York, 1960.

Л. Н. Гончаров

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 265.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу