Константин Николаевич Вентцель

Константин Николаевич Вентцель

[24.11(06.12).1857 г., Петербург, - 10.03.1947 г., Москва], педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технологическом институте (1875-1876 гг.) и Петербургском университете (1876-1877 гг.). С 1880 г. участник революционного народнического движения (в 1885 г. арестован в Воронеже, выслан). С 1891 г. работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 г. в Воронеже: преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. С 1922 г. в Москве, на пенсии.

В книге "Этика и педагогика творческой личности" (т. 1-2, 1911-1912 гг.) Вентцель выделял 3 важнейшие сферы человеческой деятельности: этическую, направленную на осуществление нравственного идеала; педагогическую, имеющую в виду воспитательные задачи; политическую, задача которой - изменение форм обществ, жизни. Подчёркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравственного совершенствования личности.

Педагогические взгляды Вентцеля развивались в русле педоцентризма. Совместно с членами комиссии по организации семейных школ Педагогического общества при Московском университете (О. В. Кайданова, И. И. Горбунов-Посадов, M. M. Клечковский, Н. В. Чехов и др.) разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Главная задача воспитания - развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством. Главное средство нравственного, умственного и физического развития - творческий производительный труд. Вентцель детально разработал принципы организации воспитательно-образовательного учреждения - Дома свободного ребёнка и пытался реализовать их в Москве (1906-1909 гг.).

После Февральской революции 1917 г. социальный переворот мыслил в единстве с педагогической революцией, которую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах "Как бороться с милитаризмом" (1917 г.), "Современный момент и свободное воспитание" и "Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка" (1918 г.) обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления полит, задач.

В "Декларации прав ребёнка" (одной из первых в мировой практике) в 1917 г. провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера. Наибольшую критику вызвали положения, касающиеся права ребёнка выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудительном порядке. Не учитывалось, что Вентцель имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию.

После Октябрьской революции выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1917-1922 гг. разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. После резкой критики своей педагогической концепции, которую назвали вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922 г.), отошёл от активной педагогической деятельности. В 20-30-е гг. труды Вентцеля посвящены развитию гуманистических традиций отечественной философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам [неопубликованные работы: "Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве" (1926 г.), "Философия творческой воли" и "Луч света на пути творчества" (1937 г.)].

Разрабатывал новое направление в воспитании - космическую педагогику, высшая цель которой - полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос (или ноосфера, по В. И. Вернадскому) трактовался Вентцелем как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравственным императивом выступало утверждение воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление понять его законы.

Многие идеи свободного воспитания (уважение к личности; создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производит, труда; связь образовательной деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве советской школы.

Литература: Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 - 1947). [Некролог], Начальная школа, 1947, № 5; Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель - виднейший представитель свободного воспитания (1857-1947), Советская педагогика, 1964, № 4; Винокуров С. В., Пчельников Т. С., К. Н. Вентцель, в кн.: Видные русские педагоги в Воронежском крае, Воронеж, 1972; Михайлова М. В., Дом свободного ребенка, Советская педагогика, 1983, № 4.

М. В. Михайлова, Н. В. Богуславский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, т. 1, 1993, с. 139-140.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского